Шаббат Шува — Суббота Раскаяния

Пророчество и раскаяние

В  эту субботу во многих синагогах мира раввины обратятся к общинам со словами, ведущими к покаянию и раскаянию
В  эту субботу во многих синагогах мира раввины обратятся к общинам со словами, ведущими к покаянию и раскаянию. Сама суббота называется Шаббат Шува — Суббота Раскаяния и предшествует она Дню Искупления (на иврите — Йом Киппур), который начнется вечером 22 сентября. Это непростой период, в который нам нужно не просто покаяться, но и попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно могли обидеть, а в сам Йом Киппур обратиться с молитвами и мольбой о прощении к Всевышнему.

Помимо речей раввинов и мудрецов, в синагогах звучит отрывок из книги пророка Хошеа (Осия, глава 14). Собственно название Шаббат Шува и взято из второго стиха

14 главы — “Шува Исраиэль” (“Вернись, Израиль, к Господу”). В этой же главе мы читаем о просьбе простить прегрешения, пророчестве к исцелению от отступничества Израиля и воззвании к милосердию Всевышнего. Сам пророк Хошеа, проповедуя в нелегкие времена в VIII веке до нашей эры, старался призывать народ к покаянию всеми возможными способами. Он даже дал имена своим дочерям, слыша которые, народ задумывался о раскаянии. И можно было бы подумать, что если вот уже более двух с половиной тысяч лет мы читаем его пророчества и задумываемся о возращении к Всевышнему, то лучше уже и не скажешь. Но в обычае Шаббат Шувы читать не только слова пророка Хошеа, но и обращаться к пророку Михе. Миха (Михей), как и Хошеа, пророчествовал в VIII веке до нашей эры, также говорил о милосердии и прощении Всевышнего и необходимости раскаяния для народа Израиля. А если обратиться к еще одному обычаю, то принято было читать и из пророка Йоэля. Таким образом, в отличие от других Шаббатов в Шаббат Шува мы можем читать строки трех пророков. “Кто мудр, тот поймет это, кто разумен, тому известно”, — говорит пророк Хошеа.

Если обратиться к истории еврейской литургии, то мы узнаем, что ранее был выбор относительно года и чтения из Свитка Торы. Но есть и другое важное обстоятельство, объясненное в ХХ веке раввином Гюнтером Плаутом. В период пророчеств Хошеа и Михи произошел раскол на Израильское и Иудейское царство. Даже произнося тождественные вещи, они говорили их в разных царствах. Раскол привел впоследствии к потере десяти колен Израиля. И, возможно, чтение из двух пророков в Шаббат Шува — это наш шаг не только к раскаянию, но и к осознанию сложных этапов нашей веры и истории. Наши чтения, как и наша литургия, пришли к нам не только с благословенных, но и со смутных времен. И пусть будет даровано нам пророчество “Не посрамится народ более вовеки” (Йоэль, глава 2). И пусть это знание станет нам и уроком, и благословением.

Раввин Григорий Абрамович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter