Пропускная способность.

Как ускорить пересечение границы и защитить интересы страны?

Стремительная автомобилизация белорусского населения и увеличение объемов грузоперевозок усилили нагрузку на пограничные пункты пропуска. Чтобы минимизировать очереди на границе, белорусская таможня модернизировала переходы, обновила оборудование. Что еще можно сделать для того, чтобы грузоперевозчики на границе не теряли из-за очередей деньги, а рядовые автовладельцы — терпение?

Проверка на профессионализм

Пожалуй, самую большую нагрузку на себя принимает Брестская таможня. В зоне ее деятельности — участок границы на юго-западе страны протяженностью свыше 400 километров: около 250 — с Польшей и 175 — с Украиной. Только за минувший год через эти ворота границу пересекли около 6,5 миллиона человек, было оформлено почти 14 тысяч тонн грузов.
— Брестская таможня  сегодня одна из самых крупных в стране, — рассказывает ее начальник Леонид Досов. — И по численности, и по наполняемости бюджета, и по объему решения правоохранительных вопросов. С 1 января будущего года к нам присоединяется Пинская таможня, и тогда мы станем по всем параметрам крупнейшей таможней в Беларуси.
С открытием границ внутри Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, отмечает Леонид Досов, больших изменений в деятельности Брестской таможни не произошло. Разве что добавилось ответственности: теперь приходится обеспечивать экономическую безопасность не только нашего государства, но и в целом Таможенного союза.
— Чтобы выполнять стоящие перед нами непростые задачи, необходимы высокопрофессиональные кадры. Ведь, по большому счету, не имеют значения ни самая мощная инфраструктура, ни самые красивые здания, ни самая современная техника без достойной квалификации людей, которые обеспечивают их деятельность. Если не будет у них усердия, чувства государственной ответственности, — уверен начальник Брестской таможни.
Поэтому к отбору сотрудников здесь подходят очень внимательно.  На службу берут только претендентов с высшим образованием и высоким средним балом аттестата. Порой проверяют и с помощью полиграфа, или, как еще его называют, детектора лжи. Правда, признается Леонид Досов, все же главный “экзамен” — живое собеседование, в ходе которого выясняется и уровень ответственности, и готовность служить интересам страны.

Новые коридоры

В ближайшее время пропускная способность таможни на брестском направлении увеличится. Сегодня на белорусско-польской границе после модернизации откроется международный автодорожный пункт пропуска “Домачево” и транспортно-логистического центра “Брест-Белтаможсервис”. После реконструкции пропускная способность пункта вырастет более чем в два раза: в сутки теперь здесь сможет проследовать до 2,5 тысячи автомобилей. Для ускорения оформления и досмотра внедрены самые современные технологии — электронное декларирование товаров, электронная предварительная информация, созданы надлежащие условия и для пограничной службы.
Подобная работа проводится на многих участках границы. Благодаря этому только за последние пять лет пропускная способность таможенных пунктов выросла почти в три раза: с 8,2 тысячи транспортных средств в сутки в 2005 году до почти 21 тысячи в настоящее время. Таможенные органы работают и над тем, чтобы ускорить оформление транспортных средств и грузов. Например, благодаря расширению использования электронного декларирования среднее время оформления документов некоторых заявителей сократилось до полутора-двух часов.

Как “объехать” пробки?

В Государственном таможенном комитете не исключают, что доживем мы и до тех времен, когда транспортное средство будет проходить все процедуры на границе за один час. Правда, для этого придется приложить немало усилий.
— Мы словно между двух огней, — объясняет сложность решения задачи заместитель председателя ГТК Сергей Борисюк. — С одной стороны, нужно сделать быстро, а с другой, достаточно качественно, чтобы исключить факты контрабанды, незаконного перемещения товаров на территории Республики Беларусь, а с недавних пор — на территории Таможенного союза.
Таможенные органы, по его словам, стремятся ускорить прохождение оформления. Однако для этого должны постараться и другие стороны.
— Не все зависит от работы контролирующих организаций в пунктах пропусков, — говорит Сергей Борисюк. — Ведь грузовладелец заинтересован в том, чтобы груз поступил в пункт назначения к конкретной дате. Эти даты, как правило, жестко привязаны к дням недели.
В итоге, по его словам, мы наблюдаем, как из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год очереди грузовиков на границе образуются в определенные дни недели.
— При въезде в Беларусь самые большие очереди в конце недели и в ее начале. Во вторник, среду и четверг — спокойно, очередей из грузовиков нет, — делится он наблюдениями. — А вот в четверг, пятницу, субботу, воскресенье всем нужно срочно выехать из страны.
Поэтому, советуют в ГТК, грузоотправителям и рядовым автомобилистам — физическим лицам имеет смысл учитывать такой “график”.
Таможенники же, в свою очередь, планируют и в дальнейшем наращивать пропускные возможности пунктов оформления. В ближайших планах — продолжение таких работ на границе нашей страны с Литвой и Латвией.

В тему
Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил  сотрудников и ветеранов таможенной службы Беларуси с их профессиональным праздником — Днем таможенника, который отмечается сегодня. Нынешний год для ГТК особый: отмечается 20-летие этой службы.

Самые громкие задержания

Ежедневно белорусские таможенники изымают незаконно провозимые продукты питания, одежду, обувь, дизтопливо, десятки миллионов сигарет. Но бывает и особо крупный “улов”.
Уже почти легендой стал случай, произошедший в 1992 году. Тогда изъяли 2,4 тонны гашиша, который находился в контейнере, перевозимом из Афганистана в Германию.
Сравнительно недавно в поезде “Прага — Москва” была задержана партия орденов, кортиков, шпаг гитлеровской армии с соответствующей символикой. Такая находка удивила даже видавших виды таможенников. По оценкам экспертов, стоимость артефактов, представляющих интерес для определенного круга коллекционеров, превышала 800 миллионов рублей.

Цена вопроса
За весь минувший год таможня “заработала” около 12 триллионов рублей, а за неполный нынешний — примерно 14 триллионов. Показателен тот факт, что уже в начале сентября таможенные органы выполнили план, предусмотренный на девять месяцев нынешнего года, на 115 процентов. В целом за последние десять лет, как отметил заместитель председателя ГТК Сергей Борисюк, собираемость таможенных платежей увеличилась в 18 раз, а уплата платежей в валюте — в 8,5 раза.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter