Пропуск в отпуск

Все, что нужно знать об отдыхе, чтобы не попасть в неприятную ситуацию (Окончание. Начало в № 120)

(Окончание. Начало в № 120) 

Центр  мониторинга озоносферы:  летом  над  Беларусью  фиксируется  около  5  озоновых  дыр 

— Почти все хотят привезти из отпуска бронзовый загар. Как при этом не навредить здоровью? 

— Где бы вы ни отдыхали, помните: самое опасное время для загара – астрономический полдень, когда наиболее активно ультрафиолетовое излучение. Это время можно определить по длине тени от шезлонга. Чем короче тень, тем выше солнце. В Беларуси в разгар лета астрономический полдень наступает около часа дня. Рекомендуется воздержаться от солнечных ванн с 12 до 14 часов. Если отдыхаете, например, в Турции, отбрасывайте от астрономического полдня по полтора-два часа в каждую сторону. В Египте – по три часа. Не зря в Египте многие магазины не работают с 10 часов утра до 5 часов вечера. В этот промежуток находиться долго на открытом воздухе опасно… 

— Дают ли зонтик и шезлонг защиту от ультрафиолета? 

— Практически нет. В атмосфере много рассеянного ультрафиолета. Если солнце закрывает облако, то тепловые лучи «приглушаются», а ультрафиолетовые почти не ослабевают. Тенты, шезлонги и тому подобные пляжные укрытия спасают только от жары, но не от ультрафиолета. А вот майки, шорты и панамы – это уже надежная защита. Будьте внимательны с выбором очков. Пластмасса, в отличие от стекла, пропускает ультрафиолет. И если даже на пластмассовых солнцезащитных очках стоит пометка «UV» (защита от ультрафиолета) – не верьте. Это рекламный трюк. Не лучшим образом зарекомендовали себя и пляжные кремы. От загара они защищают, но в борьбе с канцерогенным действием, как правило, бесполезны. 

И в воде от ультрафиолета не укроешься. В южных странах (Египет, Тунис) не стоит долго увлекаться плаванием. Побудешь в полдень час в воде – кожа начнет лосниться. Кефиром можно снять боль и убрать прямой эффект. Но последействие ожога опасно. Еще один совет для тех, кого тянет в горы: на каждые 300 метров интенсивность ультрафиолетового излучения возрастает на 3—4 процента. Чем разреженнее и чище воздух, тем выше опасность облучения. В этом плане у городского смога все же есть свои плюсы. 

— Чем же опасна солнечная передозировка? 

— Всемирная организация здравоохранения называет 23 заболевания, которые провоцируются ультрафиолетом. А такие болезни, как катаракта и некоторые виды рака кожи, исключительно привязаны к этому излучению. Наиболее опасна меланома, которая может развиться спустя годы после облучения. То есть можно лишь один раз хорошенько облучиться на солнце в детстве, а к 30 годам получить страшный диагноз. 

У разных людей разная восприимчивость к солнцу. Наиболее уязвимы рыжеволосые голубоглазые люди. В июньский полдень на белорусском солнце их кожа покраснеет уже за 15 минут. Кстати, у этой категории людей вероятность возникновения рака кожи в четыре раза выше, чем у других. А вот брюнетам с карими глазами для получения эритемной дозы надо лежать на пляже полчаса и больше. 

— Александр Николаевич, где безопаснее загорать: в Беларуси или на юге? 

— Уровень солнечного ультрафиолета принято оценивать по УФ-индексу. Например, 20 июня в Беларуси он составил 6,9 – это весьма высокое значение для нашей страны. Одна из причин – чистый воздух, который не препятствует проникновению излучения. Вообще же, УФ-индекс в Беларуси редко бывает больше 8, разве что когда проходит озоновая дыра. Как правило, летом его значение колеблется в пределах 4,5—6. Для сравнения: в Крыму – 7, в Румынии и Болгарии — 7—7,5, в Турции – до 8, в Египте — 8—9. В горах Памира могут быть и экстремальные значения – 10—11. Чем дальше на юг и ближе к экватору, тем тоньше озоновый слой. А по силе ультрафиолета самое опасное время – конец мая – июнь. Так что если запланируете отдых на море в сентябре – не прогадаете. 

— Озоновые дыры над Беларусью – явление редкое или регулярное? 

— Когда порой в конце мая на Брестчине вдруг ни с того ни с сего пропадает урожай огурцов, то мы склонны предполагать, что это воздействие очередной озоновой дыры. Львиная доля ультрафиолета способна замедлить и остановить развитие сельхозкультур… Летом мы фиксируем в среднем около 5 дыр, зимой 7—10 (но в это время года для человека они безопасны). Это меньше, чем над Канадой и Скандинавией, но больше, чем над южной Европой, Ближним Востоком и Африкой. Тем не менее в Египте ультрафиолет опаснее, поскольку озоновый слой слабее, а солнце поднимается выше. По большому счету, умеренные солнечные ванны в Беларуси не должны принести вреда. А узнать, насколько безопасно ультрафиолетовое излучение в тот или иной день, можно в Интернете на сайте нашего научно-исследовательского центра: http://ozone.bsu.by

На снимке: Александр КРАСОВСКИЙ — директор Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоно-сферы при Белгосуниверситете.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter