Почему некоторые владельцы машин не заботятся о собственной безопасности и как решается проблема автохлама

Пропуск на допуск

Эксперты — о том, почему некоторые владельцы машин не заботятся о собственной безопасности, игнорируя прохождение гостехосмотра, и как решается проблема автохлама

В прошлом году, по информации главного управления ГАИ МВД, на территории страны было совершено 33 дорожно-транспортных происшествия по причине технической неисправности транспортного средства, что составило 1,05 процента от общего количества учетных ДТП (3155). Казалось бы, что такое один процент? Но уточним: в соответствии с локальными правовыми актами МВД учету подлежат дорожно-транспортные происшествия с гибелью или ранением людей. Сведения о ДТП, в результате которых транспортным средствам причинен только материальный ущерб, учету не подлежат. А ведь такие аварии происходят на дорогах страны ежедневно! Почему некоторые водители не заботятся о собственной безопасности, игнорируя прохождение гостехосмотра, что грозит обладателям автохлама, засоряющего города, а также за какие транспортные средства не нужно платить транспортный налог, мы узнали у специалистов.

В прошлом году на диагностических станциях УП «Белтехосмотр» проведено более 1,5 млн проверок технического состояния транспортных средств.
Фото Александра Кулевского

Сделать правильный выбор


В прошлом году общее количество разрешений на допуск транспортных средств (ТС) к участию в дорожном движении составило 1 340 584. Годом ранее таких разрешений было выдано на 15,8 процента больше. Вместе с тем в 2020-м показатель был рекордно низким — 726 055. По словам начальника управления организации гостехосмотра УП «Белтехосмотр» Михаила Михаловского, колебания в общем количестве разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении — явление стандартное. Влияют на итоговые цифры года разные факторы. Например, накануне введения госпошлины в 2014-м автовладельцы активно начали проходить техосмотр, и за 2013-й было выдано максимальное количество разрешительных документов в сравнении с предыдущими годами — 1 869 723. 

В январе 2021 года дорожный сбор отвязали от технического осмотра ТС. Это простимулировало многих автовладельцев заехать на станцию диагностики и получить разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении. Помимо этого, в Кодекс об административных правонарушениях была введена норма, касающаяся безопасности дорожного движения, эксплуатации автомобилей. Благодаря ей начались фото- или видеофиксация ТС, у которых нет необходимого разрешения. Госавтоинспекция рассылала владельцам таких ТС письма с предупреждениями, что также повлияло на рост количества желающих проверить свой транспорт на диагностических станциях. Тем не менее специалист констатирует:

— К сожалению, на сегодня нет действенного механизма неотвратимости наказания за непрохождение гостехосмотра. Покрыть фото- и видеофиксацией всю страну и обработать всю поступающую информацию очень сложно. Для этого нужно набирать дополнительный штат сотрудников ГАИ МВД. Либо стоит стремиться повлиять на сознание автовладельцев. Ведь управление непроверенным транспортным средством небезопасно в первую очередь для них самих. Они не до конца осознают уровень ответственности за свою безопасность и безопасность того, что происходит на дороге.


Непрохождение техосмотра чревато самыми разными последствиями. Отказавшие тормоза — лишь малая часть примеров. Почему же некоторые автовладельцы не спешат на диагностические станции, а другие и вовсе игнорируют эту обязанность? Собеседник называет несколько причин:

— Поскольку у большинства владельцев транспортные средства не новые, то, чтобы привести их в нужное техническое состояние для прохождения гостехосмотра, требуются вложения. И когда человеку за ремонт нужно отдать существенную сумму, то перед ним всегда стоит выбор. Владельцы автомобилей, с года выпуска которых прошло менее двух лет, не должны проходить техосмотр, им нужно только получить разрешение на допуск к участию в дорожном движении. По прошествии двух лет многие из них утверждают, что обслуживают свое авто у дилера. Мол, зачем мне ехать на техосмотр? Но, исходя из нашего опыта, не все дилеры проверяют транспортное средство так же, как у нас на диагностических станциях. Третья причина — если машина признана не соответствующей установленным требованиям, владельцу дается 20 дней на устранение недостатков. Одни владельцы самостоятельно проводят ремонт, другие обращаются на СТО. Однако даже после ремонта некоторые системы, узлы или агрегаты порой все равно не соответствуют требованиям. Иногда такие автовладельцы могут приезжать не раз и не два, а потом, не добившись результата, уезжают без допуска.

Четвертой причиной специалист называет отсутствие действенного механизма неотвратимости наказания за непрохождение техосмотра. Госавтоинспекция активно работает на выявление таких ТС на дорогах.

Из общего количества представленных в прошлом году на гостехосмотр транспортных средств 14,5 процента имели различного рода неисправности и к участию в дорожном движении были допущены только после их устранения.
sb.by

— Осенью прошлого года система фото- и видеофиксации транспортных средств на предмет наличия допуска к участию в дорожном движении начала работать по всей стране, — добавляет Михаил Михаловский. — Напомню, что, если нарушение зафиксировано впервые, владельцу будет вынесено предупреждение или выписан штраф в размере до 3 базовых величин. При повторном нарушении в течение года собственник транспортного средства получит штраф в размере от 2 до 5 базовых величин. При этом к ответственности привлекается как физическое, так и юридическое лицо — собственник или владелец автотранспорта.
По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию, на 1 января текущего года количество действующих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составляет 2,7 млн, из них 83,6 процента договоров заключено с физическими лицами и 16,4 процента — с юридическими

Бывшее средство передвижения


Автомобили, которые требуют немало финансовых вложений для прохождения гостехосмотра, владельцы частенько «забывают» во дворах, на ближайших парковках, и со временем эти бывшие некогда в употреблении авто превращаются в хлам. К счастью, «подснежников» во дворах становится меньше. И Минск, по словам начальника технического отдела Государственного объединения «Гаражи, автостоянки и парковки» Олега Бомбешко, следует этой тенденции:

— За минувший год с городских территорий на охраняемые стоянки было перевезено 417 неэксплуатируемых автомобилей. По сравнению с 2021‑м количество эвакуированного автохлама сократилось. В позапрошлом году эта цифра составляла 481. 

Выявляют неэксплуатируемые транспортные средства работники районных администраций вместе с сотрудниками Госавтоинспекции.

— Совместно с ГАИ местные исполнительные и распорядительные органы находят владельца автомобиля и сообщают ему, что неиспользуемый автомобиль может быть в принудительном порядке отправлен на охраняемую стоянку, если собственник не сделает это сам или не приведет машину в порядок в месячный срок, — вводит в курс дела Олег Аркадьевич. — Если владелец проигнорирует данное извещение, транспорт будет эвакуирован на охраняемую стоянку. На возврат машины собственнику по Указу № 348 отводится три месяца, но при этом на собственника возлагается обязанность компенсировать все затраты, которые возникли при эвакуации и хранении.

В 2022-м в Минске на охраняемые стоянки было перевезено 417 неэксплуатируемых автомобилей — на 64 меньше, чем в 2021 году.
abw.by

Между прочим, сумма немаленькая. Перемещение легкового автомобиля на охраняемую стоянку сегодня стоит 100 рублей, сутки хранения — 1,4 рубля.

— Если никакой реакции не последовало, то местный орган власти — районная администрация — обращается с заявлением в суд, в котором просит признать транспорт бесхозяйным и передать его в собственность администрации района. После положительного судебного вердикта автомобиль направляется на утилизацию, — продолжает собеседник. 

В прошлом году утилизировано было 84 транспортных средства — существенно больше, чем в 2021-м, в котором утилизировали всего 25 автомобилей.

— В этом году работа активизирована. За неполный январь на утилизацию уже передано 20 транспортных средств, — сообщает Олег Бомбешко и добавляет, что если владелец будет утилизировать свое транспортное средство сам, то сможет пополнить кошелек на 200—400 руб­лей. 

Кстати, с недавних пор на сайте предприятия «Гаражи, автостоянки и парковки» начали размещать список неэксплуатируемых транспортных средств, которые находятся на девяти автостоянках этого объединения.

— Если собственнику интересна судьба его автомобиля, он может просмотреть данные и узнать, на какой парковке находится транспортное средство, — говорит Олег Аркадьевич.

ГАИ регулярно проводит плановые рейды и операции для выявления автомобилей, которые участвуют в дорожном движении без техосмотра.
Фото Александра Кушнера

Заплатил налоги — спишь спокойно

В Министерстве по налогам и сборам транспортный налог, который жители нашей страны платят уже два года, считают более оптимальным механизмом, нежели действовавшая ранее госпошлина при прохождении техосмотра. И, как показывает практика, большинство граждан оплачивают этот налог свое­временно.

— В 2022 году направлено 1,8 миллиона извещений на уплату транспортного налога за 2021-й в отношении 2,6 миллиона транспортных средств. Сумма исчисленного за 2021 год транспортного налога, включая авансовый платеж в 2021 году, составила 193 миллиона руб­лей. Уплачено в бюджет, с учетом авансового платежа, 183,6 миллиона руб­ля, — сообщили в пресс-службе МНС.

Не требовалась уплата транспортного налога за 2021 год в отношении следующих транспортных средств: 

— выпущенных не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;

— приводимых в движение исключительно электрическим двигателем (льгота по 31 декабря 2025 года);

— в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;

— снятых с учета до 1 июля 2021 года;

— выбывших из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц;

— специально оборудованных для использования инвалидами.

Недобросовестным налогоплательщикам в Министерстве по налогам и сборам напомнили:

— Неуплата или неполная уплата физическим лицом-плательщиком суммы налога, совершенные по неосторожности, если неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налога превышает одну базовую величину, влекут наложение штрафа в размере 15 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее пяти десятых базовой величины. Неуплата или неполная уплата физическим лицом-плательщиком суммы налога, совершенные умышленно, влекут наложение штрафа в размере 40  процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее десяти базовых величин.

statkevich@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter