Прописные истины надо знать со школы

Беловежскую пущу облагораживать начинали, кажется, еще при «проклятом царизме», потом при «польских панах», затем при Хрущеве...

Беловежскую пущу облагораживать начинали, кажется, еще при «проклятом царизме», потом при «польских панах», затем при Хрущеве. К 600–летнему юбилею вновь навели порядок. И вроде можно возить туристов. Но если сравнить с инфраструктурой по польскую сторону леса, то окажется, у них тоже все это время шевелились, но почему–то плодотворнее — уже давно по заповедным тропам преспокойно колесят путешественники. И по статистике, их в разы больше, чем в нашей части пущи — кстати, более богатой на экзотику.


Почему так? Вот деталь. Будучи в Беловежье, захотел я купить сувенир. Но по карточке прямо на месте этого сделать нельзя. Нужно идти в банк, снимать деньги. Единственное в округе отделение работает до пяти вечера. Пришлось сломя голову бежать — перед самым закрытием отделения.


Мелочь. А неприятно. Нынешние руководители нацпарка уверяют: порядок наведут. Верю. Надеюсь. Потому что кадры решают все. Состояние дел зависит не от погоды, а от конкретных людей и их решений.


Кадры решают все. А компетентных людей не хватает. Еще первый ректор БГУ Владимир Пичета, выступая в 1924 году на заседании правительства, ставил вопрос ребром: «Я должен сказать, что ни одна страна в Союзе советских республик так мало не изучена, как именно Белоруссия: ни история, ни флора, ни фауна, — куда ни ткнитесь, всюду зияющие пробелы. Говорят, что Белоруссия очень бедна различными природными богатствами; мне кажется, что это не совсем правильно. Найдены залежи каменного угля, а ведь об этом раньше никто не имел никакого понятия». Некому было заниматься.


Прошло почти полвека. И Петрусь Бровка, возглавлявший Белорусскую Советскую Энциклопедию, пишет в ЦК КПБ: «Нет научной статистики ни по одному виду искусства Белоруссии. Не разработаны многие вопросы печати и особенно дореволюционного периода. Ни в одном научном учреждении не исследуются вопросы истории науки и техники». И это в 1970 году!


Можно ли, не зная своей страны, имея «недоделки» на территории памятников, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (это я о пуще), требовать потом, чтобы к ней проявляли интерес за рубежом? Когда у нас начали заниматься туризмом на государственном уровне, оказалось, что подготовленных спецов–то нет! Знания рассыпаны по книгам. А их лень кому–то было читать. И шли по пути к гостям на ощупь, «открывая Америку». Или центр Европы. В недавно изданном сборнике «Iнстытут беларускай культуры», составленном при участии многолетнего автора «СБ» архивиста Виталия Скалабана, я приметил любопытное свидетельство. Когда создавался Инбелкульт, он мыслился как предтеча Академии наук. И собирались вокруг этого центра кадры проверенные. Один из ученых тогда четко очертил главную проблему, вставшую перед научным учреждением: Белоруссия лежит в центре Европы, а знают о ней меньше, чем о Монголии.


Почти сто лет назад не было сомнений, где центр Европы. Об этом регулярно напоминали, в том числе ученые Инбелкульта, справочные пособия, где речь шла о географическом положении и исторических судьбах Белоруссии. Но помните, сколько недавно споров было, где именно эта точка — на берегу озера Шо или в Полоцке? Спор на ровном месте. Хватит топтаться. Прописные истины надо заучивать в школе. Чтобы становиться во взрослой жизни кадрами, которые умеют эффективно работать, а не начинать все с чистого листа. Иначе толку не будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter