Пропавшие без... совести

За 6 месяцев этого года было зарегистрировано более 1.000 заявлений о пропавших без вести

За 6 месяцев этого года было зарегистрировано более 1.000 заявлений о пропавших без вести. Местонахождение 723 человек уже установлено.


...Когда у Елены Александровны пропал муж, ей сочувствовали всем микрорайоном. Три месяца назад женщина осталась без работы: пришлось освободить место, которое она занимала, пока основная сотрудница была в декретном отпуске. На руках — двое детей–дошколят. А тут еще глава семейства уехал на заработки в Россию, и вот уже полгода от него ни слуху ни духу. Напарники по нескольку раз успели дома побывать, а от супруга — хоть бы весточка...


Тогда Елена Александровна отправилась в милицию с заявлением. После отведенных законом 10 суток на выяснение обстоятельств, опросов соседей, знакомых и близких семьи, дело было передано в суд. Мужа истицы признали безвестно отсутствующим, на малолетних детей оформили пособие по потере кормильца.


Каково же было удивление всех сочувствующих и сопереживающих Елене Александровне, когда выяснилось, что муж ее никогда никуда не пропадал. Более того, супруги постоянно созванивались, муж регулярно высылал денежные переводы семье и даже... приезжал домой. После одного из таких приездов Елена Александровна забеременела. Тогда–то вся правда и обнаружилась...


Этот случай произошел в Ганцевичском районе и сам по себе мог бы тянуть на «вопиющий факт мошенничества». Если бы не одно «но». Таких лжефактов в районе о якобы без вести пропавших супругах в 2007 году — не один десяток! Доподлинно установлено, что из 59 жителей района (столько заявлений о бесследно исчезнувших родственниках было зарегистрировано в прошлом году) 44 никогда и никуда не пропадали. Многие из них, находясь на заработках в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, постоянно созванивались со своими женами и детьми, поддерживали их материально, приезжали на побывку домой. Большинство таких семей не бедствовали: имели благоустроенное жилье, автомобили, дачи и т.д.


Но, судя по всему, даже этого им оказалось мало. Если не пополнением семейного бюджета за счет государства, то чем еще можно объяснить тот факт, что заявления жен о якобы пропавших мужьях сыпались в районное отделение милиции как из рога изобилия? В 2003 году, если верить статистике, в районе не было зафиксировано ни одного подобного случая. В 2005 — «ушли из дома и не вернулись» 11 мужей. В 2007 — 59.


Некоторые «соломенные вдовушки» годами получали пособие на детей по случаю потери кормильца. Ущерб, нанесенный государственной казне семейными дуэтами мошенников, исчисляется десятками миллионов рублей.


— Это самое беззастенчивое воровство государственных денег, — категоричен председатель Ганцевичского райисполкома Владимир Столяр. — Безусловно, полученные обманным путем средства должны быть возвращены, а лжезаявители наказаны. Сейчас этим вопросом занимаются правоохранительные органы и прокуратура.


Находчивые жительницы Ганцевичского района — не первые, кто решил укрепить свое материальное положение за государственный счет. По информации, опубликованной на официальном сайте Генеральной прокуратуры, количество заявлений о без вести пропавших за последние годы увеличилось во всей Брестской области. В 2007 году зарегистрировано 1.870 таких случаев, а это в 3 с лишним раза больше по сравнению с 2003 годом, когда пропал только 551 человек. Местонахождение подавляющего большинства разыскиваемых установлено. Тем не менее к началу года не было никаких известий о 231 человеке, 130 из которых объявлены в розыск именно в 2007–м.


В начале этого года была проведена сверка уголовных и розыскных дел, прекращенных в связи с тем, что местонахождение пропавших установлено, а также гражданских дел, рассмотренных в судах. В результате сверки 17 человек были возвращены из «небытия», а принятые ранее судебные решения о признании их безвестно отсутствующими отменены. Именно по ним начислялись гарантированные государством в случае потери кормильца социальные выплаты. Например, одна их жительниц Барановичей прекрасно знала о том, что ее бывший муж жив–здоров и обосновался в Минске, но подала заявление о признании его безвестно отсутствующим. С ноября 2000 года она незаконно получала пенсию по случаю потери кормильца на двоих несовершеннолетних детей. Сумма социальных выплат за эти годы превысила 9,6 миллиона рублей. За совершение мошенничества в крупном размере женщина осуждена к 2 годам лишения свободы.


Компетентное мнение


Виктор Василевский, руководитель пресс–службы УВД Брестского облисполкома:


— На заработки за рубеж ездят не только жители Брестской области, но и других регионов. В одной Москве «шабашат» тысячи наших соотечественников. В то же время число неопознанных трупов в России, например, ежегодно вырастает примерно на 14 тысяч (половина из них «принадлежит» Москве). Где гарантия, что среди них нет белорусов, которых здесь разыскивают родственники, милиция? Поэтому к каждому из заявлений о пропавшем человеке правоохранительные органы относятся с предельным вниманием. Помимо ответственности за ложные заявления, возврата полученных социальных преференций уместно было бы ставить вопрос и о возмещении материальных средств, затраченных на поиск их якобы пропавших родственников. Однако последнее слово должно остаться за прокуратурой.

 

Рисунок Олега Карповича, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter