Промышленная кооперация в формате «мега»

Замы главы Алтайского края — о сотрудничестве с Беларусью

Белорусские автомобили имеют в своем «сердце» алтайские детали и колесят по дорогам в «обуви» барнаульских заводов, а на Алтае для уборки урожая предпочитают белорусскую технику. В первом полугодии 2012 года товарооборот между краем и республикой прирос почти на 24 процента. В чем секрет успешного развития экономических связей? На этот и ряд других вопросов «Р» отвечают заместитель губернатора Алтайского края Борис Владимирович ЛАРИН и заместитель губернатора Алтайского края, начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Павлович ЩЕТИНИН.

Б. ЛАРИН: В Союзном государстве России и Беларуси наработан значительный опыт принятия совместных решений. Есть у нас и совместные программы с Беларусью. С 2009 года на постоянной основе действует двусторонняя комиссия по координации сотрудничества, в рамках которой разрабатываются и принимаются двухгодичные программы по развитию сотрудничества в различных отраслях. Благодаря этому инструменту были реализованы многие совместные начинания.

М. ЩЕТИНИН: Могу привести такой пример. Алтайское предприятие ООО «Агроспецмашина» в 2012 году выпустило 455 пресс-подборщиков трех модификаций, 100 дисковых косилок с использованием машинокомплектов «Бобруйскагромаш». В крае за 9 месяцев 2012 года реализовано 490 тракторов марки МТЗ, запчастей этого завода на сумму порядка 50 миллионов рублей. ООО «Леньковский СельМашЗавод» в 2011 году осуществило сборку двух опытных образцов зерноуборочных комбайнов производства РУП «Гомсельмаш» — КЗС-812 «Алтай-ПАЛЕССЕ» GS812 и КЗС-1218 «Алтай-ПАЛЕССЕ» GS12. С начала реализации проекта на предприятии собрано 12 комбайнов. В настоящее время ведется подготовка бизнес-плана по организации выпуска белорусских комбайнов в крае с постепенной локализацией производства. Хотя сельхозмашины составляют основу промышленной кооперации, экономическое взаимодействие идет и по другим направлениям. Мебельный салон «Аккорд» уже более 10 лет импортирует мебель белорусского производства. ООО «Компания АлтайМАЗсервис» и ООО ТД «АСМ-Алтай» являются официальными дилерами Минского автомобильного завода и ОАО «Амкодор» и осуществляют реализацию, гарантийное и послегарантийное обслуживание автотехники, обеспечение запасными частями завода-производителя.

В свою очередь промышленные предприятия Алтайского края поставляют в Беларусь шины, вагоны, котлы и другую продукцию. Налажено сотрудничество ЗАО «Алтайский завод прецизионных изделий» с ОАО «Минский моторный завод»: наше предприятие поставляет форсунки на конвейер ММЗ с 1998 года в обмен на двигатели и является его официальным дилером. ОАО «Алтайвагон» в 2012 году поставило в Беларусь 327 единиц подвижного состава. ЗАО «Станкоцепь» отгрузило в адрес белорусских компаний за 8 месяцев 2012 года промышленные цепи на 2 миллиона долларов. ЗАО «Алтайвитамины» поставляет витамины и БАДы, ЗАО «Алейскзернопродукт» — мукомольно-крупяную продукцию. ОАО «Барнаульский завод АТИ» — асбестотехническую и резинотехническую продукцию, фрикционные материалы. Такие примеры результативного сотрудничества можно продолжать: даже большое расстояние не является преградой для интенсивного развития взаимодействия.

— В какой мере наработанный Алтайским краем опыт российско-белорусского и международного регионального сотрудничества можно использовать в Едином экономическом пространстве, в формируемом Евразийском экономическом союзе?

Б. Л.: Кроме традиционных схем, у нас действуют собственные уникальные механизмы регионального взаимодействия шести приграничных регионов, расположенных на территории Большого Алтая: Алтайского края и Республики Алтай России, Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, Баян-Ульгийского и Ховдского аймаков Монголии, Восточно-Казахстанской области Казахстана. В его рамках реализован целый ряд трансграничных проектов в сфере туризма, образования, экологии и культуры. Подобные международные структуры регионального сотрудничества имеют хорошую перспективу в границах Единого экономического пространства, потенциал в рамках будущего Евразийского экономического союза.

— Какие совместные программы, на ваш взгляд, требуют принятия в рамках ЕЭП России, Беларуси и Казахстана для усиления позиций регионов трех стран в осуществляемых сегодня интеграционных процессах?

Б. Л.: Современные интеграционные процессы России, Беларуси и Казахстана имеют две стороны. С одной стороны, не следует забывать, что, в конечном итоге, союз объединит независимые государства с устоявшимися институтами власти, с собственным видением проблем и многовекторностью внешней политики. С другой — цель интеграции и состоит в том, чтобы минимизировать имеющиеся расхождения, восстановить прежние хозяйственные и организационные связи, сохраняя государственный суверенитет. Россия, Беларусь и Казахстан стоят на пороге интеграции нового типа, каким будет являться Евразийский союз. Это более тесное объединение, чем существующее сегодня Единое экономическое пространство. В таких условиях неизбежно встанет вопрос о моделях региональной интеграции. В данной связи представляется целесообразным рассмотреть возможность принятия межгосударственной концепции региональной политики. Ее цель — обеспечение равного устойчивого развития регионов всех трех государств в политических и экономических условиях Евразийского союза. Основная задача концепции видится в осуществлении организационных, бюджетных и юридических мер, направленных на выравнивание социально-экономического потенциала регионов, так, если бы эти процессы происходили в границах одного государства. В частности, в качестве юридической меры эта концепция может предусматривать внесение изменений в национальные законодательства в части расширения круга полномочий административно-территориальных образований при осуществлении международной деятельности в таможенных границах Евразийского союза, поскольку в этих границах любая экономическая деятельность должна рассматриваться как внутриторговая. Можно закрепить в концепции меры по усилению межрегиональной производственной кооперации, связать общесоюзными программами такие проекты, как, например, реализуемый сегодня крупномасштабный проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири», с мерами по развитию производства белорусской сельскохозяйственной техники. Результатом реализации такого подхода должны стать специализация регионов, углубление процессов разделения труда, как это и происходит во всем мире, снятие или, по крайней мере, смягчение производственной конкуренции между территориями со схожими секторами экономики.

— Какие подходы в этой связи используются в вашем регионе для осуществления интеграционных проектов?

Б. Л.: Казахстан и Беларусь остаются главными внешнеторговыми партнерами Алтайского края. Основу нашего взаимодействия составляют соглашения о сотрудничестве и планы конкретных мероприятий по их реализации. Так, 22 ноября 2011 года было подписано Соглашение между администрацией Алтайского края и Гродненским областным исполнительным комитетом о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В настоящее время ведется работа по согласованию проекта нового Соглашения между администрацией Алтайского края и правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве взамен соглашения 1998 года. В договорном контексте край активно работает и с Казахстаном. В настоящее время действуют два соглашения — о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями.

М. Щ.: Результатом общих усилий за последние годы является положительная динамика объема товарооборота с Беларусью и Казахстаном, за исключением кризисного 2009 года, отмеченного снижением международной деловой активности.

Что касается Беларуси, то отличительной чертой сотрудничества является высокий уровень производственной кооперации алтайских и белорусских предприятий. Кроме названных проектов по выпуску комбайнов, подборщиков и косилок, на Алтае реализуются и другие инициативы. Так, ООО «Спецтехника» и белорусское РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» организовали совместное предприятие «АлтБелТрактор» по сборочному производству малогабаритных тракторов марки «Беларус-320». ООО «АлтБелТрактор» собрало и реализовало 99 тракторов «Беларус-320.4» с навесным оборудованием алтайского и белорусского производства.

Развивается и торговля. У нас успешно действует ряд специализированных организаций, являющихся дистрибьюторами белорусских заводов (Минского тракторного и Минского автомобильного), выпускающих коммунальную, дорожно-строительную и пассажирскую технику. Реализация этой техники осуществляется как за безналичный расчет, так и путем заключения договоров лизинга. Дилеры имеют широкую сеть торговых филиалов, оснащенных современными складскими помещениями, работают 2 стационарных специализированных сервисных центра, 7 передвижных бригад по техническому обслуживанию и ремонту белорусской сельхозтехники.

Вместе с тем есть позитивные результаты и нашей работы: экспорт алтайских товаров в Беларусь увеличился на 79,7 процента, что выразилось величиной в 38,5 миллиона долларов. За январь—август 2012 года поставки алтайской продукции составили: железнодорожных и трамвайных вагонов — 25,4 миллиона долларов (увеличение объема экспорта в 3,3 раза), изделий из алюминия — более 1 миллиона долларов (рост в 5 раз), шин и покрышек — 1,1 миллиона долларов (увеличение в 4,6 раза). Стабильно высоким спросом на белорусском рынке пользуются продовольственные товары предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края. В сентябре 2012 года положительное сальдо в товарообороте Алтайского края и Беларуси уже составляло более 20 миллионов долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter