«Прокормит» ли солнце двигатель?..

Тревожные слухи и предположения, что через 10 — 15 лет объемы добычи нефти резко сократятся, подтолкнули в первую очередь развитые страны искать топливные альтернативы на возобновляемой сырьевой основе. В частности, биомассу

Эпоха нефтяной цивилизации постепенно подходит к концу. Поиском заменителей классическому топливу озабочены большинство стран в мире. Наравне с интересными разработками встречаются и курьезы. Правительство одной из африканских стран выплатило большую премию женщине, которая якобы научилась добывать солярку из камней. Правда, потом оказалось, что «изобретательница» попросту в углубления валунов тайком наливала нефтепродукт. На волне интереса к альтернативным источникам топлива практически в каждой стране появляются желающие нагреть на этой теме руки. В Беларуси спорный вопрос возник вокруг биотоплива. 

Тревожные слухи и предположения, что через 10 — 15 лет объемы добычи нефти резко сократятся, подтолкнули в первую очередь развитые страны искать топливные альтернативы на возобновляемой сырьевой основе. В частности, биомассу. Как иногда говорят специалисты,  это своеобразное использование энергии солнца. Для производства топлива, в принципе, пригодны многие представители флоры: главное, чтобы в своей структуре они содержали водород и углерод. Из биоэтанолов выпускают бензин. 

Особенно это направление получило развитие в Бразилии. Прежде всего по причине богатых запасов сырья — нескончаемых плантаций сахарного тростника. Поэтому и себестоимость этанола составляет около 0,13 цента за литр. В Европе такой биобензин по себестоимости почти в 3 раза дороже — 0,33—0,35 доллара. 

Страны ЕС сегодня уделяют больше внимания развитию производства биодизеля. Это метиловые эфиры жирных кислот, которые различными способами выделяются из растительных масел. Сырье тоже может быть самым различным: от оливок и пальмового масла до рапса. В Италии, например, биодизельное топливо делают из виноградных косточек — отходов винодельческой отрасли. Но ведущая роль в этом вопросе принадлежит Германии, в которой уже выпускается более миллиона тонн биодизеля. Директива ЕС предполагает довести его выпуск к 2010 году до уровня 5,75 % от потребностей в солярке. Пока же в среднем по Европе на долю биодизеля приходится не более 2 %. 

В Беларуси тоже есть соответствующая программа по развитию производства биодизельного топлива. К концу пятилетки планируется наладить его выпуск, как минимум, до 100 тысяч тонн. Это приблизительно 5 % от потребностей республики в минеральной солярке. Такие объемы запланированы не случайно. Чтобы использовать биодизельное топливо в чистом виде, нужно вносить необходимые изменения в двигатель внутреннего сгорания. Но если в минеральную солярку добавить 5 % биодизеля, то никаких нежелательных эффектов в классических моторах не будет наблюдаться. В Европе производителей о такой добавке даже не заставляют сообщать потребителям. 

На таком смесевом варианте остановились пока и в Беларуси. Сегодня на предприятии «Гродно Азот» уже работает установка по производству биотоплива мощностью 2 тысячи тонн. Скоро топливо с растительными добавлениями будет реализовываться потребителям. Согласно разработанной концерном «Белнефтехим» программе в ближайшей перспективе будет закупаться более производительное оборудование. Планируется, что 50—60 тысяч тонн биодизеля будет производиться на «Гродно Азот» и приблизительно столько же — на Могилевском по «Химволокно». 

Эти два предприятия были выбраны не случайно. При производстве биотоплива каталитическим методом в технологическом процессе используется метанол. Сильнейший яд, который при употреблении внутрь человеком даже в небольших дозах влечет летальный исход. Гродненское и могилевское предприятия уже используют в производстве метанол, есть у них и необходимые емкости для его хранения, а самое главное — рабочие соблюдают все положенные меры безопасности. Одно из самых опасных свойств метанола — внешне и по запаху он похож на этиловый спирт. Поэтому в концерне «Белнефтехим» решили не разносить напрасно опасные жидкости по республике, а постараться сконцентрировать их в одном месте. Перспективы у биотоплива в республике достаточно радужные. Но есть немало и проблем. Сегодня, кроме предприятий концерна «Белнефтехим», заниматься переработкой рапса в энергетический продукт желают достаточно много предприятий. Как считают эксперты, одна из причин такой тяги к инновациям и освоению новых технологий кроется в законодательстве. Ведь для производства смесевого дизельного топлива снижены ставки акцизов при приобретении нефтяной соляры. С одной стороны, шаг правильный — производители нового вида продукции получают дополнительный финансовый стимул для реализации новых проектов. С другой — появились желающие нагреть руки. В Беларуси уже имеются факты, когда в «дешевый», благодаря ставкам акцизов, дизель попросту подмешивали рапсовое масло. Чисто теоретически сохраняется та же
5-процентная пропорция содержания растительной составляющей в дизельном топливе. Практически такая солярка с трудом выдерживает критику по своему химическому составу с точки зрения воздействия на двигатель. 

Впрочем, эта проблема, судя по всему, скоро разрешится. Планируется создать межведомственную комиссию по приемке новых видов топлива. Кстати, подобная структура эффективно действовала в СССР. В Беларуси в нее войдут представители всех заинтересованных ведомств, которые так или иначе имеют отношение к топливу: Минсельхозпрода — самого крупного потребителя топлива, Минтранса, концерна «Белнефтехим» и так далее. Эта комиссия и сможет расставить все точки над «i». Ибо сегодня, как минимум, чисто теоретически выгодно быть причастным к биотопливу. Получать дизельное топливо со сниженными акцизными платежами — просто сказка. Вопрос другой: какую «биологическую» составляющую туда добавлять. 

Вопрос, в принципе, достаточно серьезный. Не стоит забывать, что энергоэффективные технологии сегодня — вещь нужная, но дорогая. Экономически выгоднее перерабатывать нефть. И большинство стран развивают биотопливное направление исходя из необходимости обеспечения собственной энергетической безопасности. Говоря другими словами, пытаются заглянуть в будущее, когда нефть закончится. Другой вопрос, каким будет мир после истощения запасов углеводородных полезных ископаемых, пока не рискуют предсказать даже самые «продвинутые» аналитики. Ведь, скажем, биодизель базируется на высокой урожайности сельскохозяйственных культур. А она, в свою очередь, зависит от цен на те же углеводороды: топливо для техники, удобрения (в производстве некоторых из них используется в качестве сырья газ). Да, сегодня биотопливо выглядит весьма привлекательно. Но это при относительном насыщении рынка энергоносителями. 

Поэтому к вопросу энергобезопасности необходимо подходить крайне аккуратно. Ведь выбор приходится делать при множестве неизвестных... 

На снимке: аппаратчик установки по производству биотоплива ОАО "Гродно Азот" Антон ТАТУКЕВИЧ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter