Проходите мимо

О незаконной торговле

Стою на перроне. Жду «швейцарскую» электричку, которая быстро домчит меня в Барановичи. На соседний путь прибывает состав Москва — Париж. С лавочки поднимаются две немолодые дамы с неподъемными матерчатыми сумками. Идут вдоль поезда. Заглядывают в окна. Предлагают куры гриль и пирожки. Пассажиры, видно, неголодны. Никто не вышел. Коробейницы развернулись. Присели. Молчат. Большой печали на их лицах я не усмотрела. Через Брест проходит много международных составов. Они стоят здесь два часа, пока меняют колеса. И кто–нибудь обязательно купит домашнюю еду за российские рубли или евро.


Как вы думаете, есть у этих продавщиц санитарные книжки? А может быть, коробейницы оформлены как индивидуальные предприниматели? Сомневаюсь. Тем не менее они уже сжились с железнодорожным перроном. Стали его частью. Ибо не сегодня и не вчера родился в Бресте этот бизнес — готовить еду для пассажиров проходящих поездов. Я бы у них ничего не купила. Отравишься — с кого спрашивать? Не останавливаюсь и у рядов с бабушками, торгующими с земли. Не рискую.


Административный кодекс называет такое явление незаконной торговлей. В 2009 году появилась статья, согласно которой за реализацию товаров в неустановленном месте полагается штраф — от 200 тысяч до миллиона рублей. Четыре года прошло, а наказание рублем только приглушило явление. Проблема может решиться, если мы — потенциальные покупатели — научимся проходить мимо.


Время меняет нашу жизнь. Коров на фермах доим с помощью компьютера, сыры солим, задействуя роботов, — только что это все для рядового сельчанина или городского дачника, который хочет продать выращенное на своем участке? Вот и рисуется картина, которая портит общее впечатление чистоты и цивилизованности. В каждом городе есть рынок. Мест, более подходящих для торговли, чем тротуар, предостаточно. Но в микрорайонах обязательно найдется пара–тройка несанкционированных рядов. И все ж такое ли это страшное правонарушение, чтобы бабушек да дедушек силой запихивать в милицейский автомобиль? Я о Пинске. Видео «зачистки» стихийного рынка, выложенное в сеть случайной свидетельницей, вызвало бурю комментариев. Редко кто вставал на защиту милиционеров. В основном — за стариков, которых силой заталкивали в милицейский «бобик». Начальник УВД Брестского облисполкома Иван Савчиц позже извинился за непрофессионализм своих подчиненных через областную газету. Но осадочек, как говорят, остался.


Не замечать, что продажа продуктов с земли (или с перрона) не укладывается в санитарные рамки, нельзя. Периодически эпидемиологи пытаются нас просветить. Мол, состояние здоровья торгующих на стихийных базарчиках неизвестно, значит, вместе с картошкой можно купить какую–нибудь болячку. А еще огурцы, помидоры и укроп могут быть с нитратами. Правда, никто не припомнил случая, чтобы человек отравился овощем, купленным там, где нельзя торговать. А неприятность вроде «купил, съел — диарея» могут преподнести даже продукты с официальных рынков и магазинов.


Сейчас вдоль дорог продают грибы. Знаю людей, которые на этом в сезон зарабатывают 2 — 3 миллиона прибавки к небольшой сельской зарплате. Милиция им объясняет, что рискуют, создают аварийную обстановку. Врачи покупателям твердят, что грибы лежат под выхлопными газами. Увы, неубедительно. Водители будут останавливаться, потому что по пути и дешевле. А свинца эти дары природы за пару часов нахватают не больше, чем те, которые продаются на рынке в загазованном городе. Может, стоить поставить торговые прилавки с навесами на стоянках или около заправок, предложив гражданам переехать туда бесплатно?


Наверняка потомки, которые в 2100 году найдут на просторах сети этот текст, посмеются над нами. Но сегодня для многих бабушек и дедушек разложенные на ящике из–под компьютера продукты — не просто прибавка к пенсии. Это — общение, которого не хватает дома.


Каждый вечер по дороге с работы наблюдаю, как шумно сидится перед колхозным рынком торговкам лилиями и колокольчиками. Пенсионеров пытались загнать на базар. Но они отстояли тротуар, дозвонившись на «прямую линию» областного начальства... Встряхнула память на предмет, встречались ли мне такие базарчики за границей. В России — да. В Украине — сплошь и рядом. В Польше и Литве? Нет, не видела. А вот блошиные рынки у наших европейских соседей — часть городской достопримечательности, которую показывают туристам. Это не просто рынки. И даже не сэконд–хэнд. Это — музеи, философия времени. Была такая барахолка когда–то и в Бресте на улице Пионерской. Но победила цивилизация — теперь там автостоянка...

 

Советская Белоруссия №134 (24271). Вторник, 23 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter