Прохладный прием

Раньше стояли в очереди за докторской колбасой, теперь – к докторам

Раньше стояли в очереди за докторской колбасой, теперь – к докторам

Доктора, медсестры и бабушки-санитарки – люди в большинстве своем самоотверженные и добрые. За малые деньги они неутомимо врачуют и старых, и малых, порой забывая о себе и своих семьях. Кто не знает этого? Но есть у нашего здравоохранения и «родимые пятна», которые обсуждаются в обществе. Причем с негативной окраской. Обозреватель «НГ» суммировала некоторые личные наблюдения и попросила прокомментировать свою статью известных профессионалов-медиков.

Только вчера мне позвонила подруга и произнесла простуженным голосом в трубку: “Слышишь, как кашляю? А я уже закрыла больничный. Как только представила, что снова придется идти в поликлинику, решила “выздоравливать” на работе”.

О врачебной тайне

Взять справку, закрыть или продлить больничный, выписать рецепт. Казалось бы, что проще в век компьютерных технологий! Но это теоретически. На деле все иначе. В поликлиниках Минска круглый год толпы пациентов. Люди нервничают в очередях, постоянно преграждая путь тем, кто пришел на прием к участковому без талонов и стремится заскочить — по-другому и не скажешь! — в кабинет. Любой ценой попасть на прием. И таких “хитрецов” уйма.

Стало порочной практикой не оставлять доктора и пациента наедине. Стоит зайти в кабинет, чтобы выяснить результаты анализов, посоветоваться и выслушать рекомендации врача, как тут же за спиной выстраивается очередь. Кто-то рассчитывает на “экстренную” помощь, кому-то понадобилось “задать всего один вопрос” или “поставить подпись, печать на рецепте”. Не обращая внимания на человека с больничным на руках, все чуть ли не хором выясняют свои вопросы. Какая уж тут врачебная тайна?

После пары таких визитов к доктору напрочь пропадает желание приходить в поликлинику. Только по острой необходимости, и никак иначе!

Рецепты под диктовку

Есть еще ситуации, которые оставляют у многих пациентов неприятный осадок. Когда представители фармацевтических компаний, бесцеремонно оттесняя больных, врываются в кабинет, чтобы положить перед носом участкового врача очередную рекламу распространяемого препарата. Делают это совершенно не стесняясь. Напористые молодые люди по-деловому напоминают доктору не забывать выписывать больным препарат, реклама которого перед глазами у участкового. Потом приглашают на семинар с участием известных специалистов и ученых, после, словно мимоходом, замечают, что планируется еще и банкет. Схема, как “обрабатывать” доктора, отработана до мелочей.

И узнать о том, что у врача уже побывали люди из зарубежных фармацевтических компаний, не составит труда: ручки с логотипами фирм, названиями препаратов, блокноты и плакаты. Все это — “говорящие” доказательства присутствия зарубежных компаний на рынке.

Что не устраивает пациентов

Возможно, загруженные выше головы доктора (а многие из них уже на пенсии), совмещающие ставки, работающие за себя и отсутствующих коллег, просто не обращают внимания на такие “мелочи”, но многих пациентов такой порядок не устраивает и даже раздражает. Полистайте книгу жалоб и предложений в любой поликлинике и вы точно убедитесь, что в подавляющем большинстве случаев пациенты жалуются на “безразличие”. Понятно, больные люди и раздражительны, и конфликтны, но все же... Как-то довелось с представителями Комитета госконтроля проанализировать обращения в книге жалоб в одной поликлинике. Едва ли не после каждого замечания пациентов стояла резолюция “местной комиссии”, разбиравшей эти обращения, — “Не подтвердилось!”. Правда, после выяснилось, что в письменном ответе заявителю значится: факты имели место... Так для чего существуют эти книги? Думаю, для того чтобы руководство поликлиник знало о болевых точках своего учреждения и вовремя устраняло недостатки и нарушения. Хотя, как говорит моя коллега, многие из нас простили бы поликлиникам и длинные очереди, и нехватку врачей, если бы работающие здесь доктора чаще поднимали голову и смотрели на пациента, улыбались ему, интересовались здоровьем, проявляя заботу и внимание к больному человеку. По сути, мы хотим того, что изначально должно быть заложено в профессии врача — профессионализма, внимания и сострадания, о чем студентам медвузов часто говорят на лекциях.

Кем заполнят вакансии?

Опытные самоотверженные врачи —  а их все-таки большинство — согласятся, что среди их коллег действительно немало случайных в профессии равнодушных профессионалов. И, к сожалению, таких “специалистов” почему-то с каждым годом все больше — в этом многие из нас убеждались не раз. Уволить их не могут, и на работе от подобных “докторов” толку мало. Причина известна — заменить пока некем! В Минске, например, спрос на участковых и узких специалистов недопустимо высок.

Устранение дефицита кадров связывают с солидным пополнением из числа молодых специалистов — выпускников медицинских вузов. Минздрав неоднократно заявлял, что уже к 2014 году мы забудем об очередях.

Но, очевидно, этого оптимизма не разделяют многие практики — главные врачи поликлиник и в Минске, и в областях. Уж они-то точно знают, что большинство пришедших на работу молодых специалистов задержатся здесь в лучшем случае на год. У современной медицины женское лицо. Молодые докторши выйдут замуж и... уйдут в декретный отпуск — рожать детей и улучшать демографическую ситуацию в стране. Так, смотришь, и пролетит срок отработки после распределения, предусмотренный законом после окончания вуза.  А медучреждения вновь столкнутся с проблемой нехватки кадров. Круг замкнется... Кстати, проблемы районных клиник в этом смысле можно возвести в квадрат...

Спасательный круг

Так, может, не стоит уповать только на новоиспеченные кадры, а эффективнее заинтересовать людей быть здоровыми? В Европе не приветствуется, например, если работник подолгу проводит время на больничном. Там даже оговорен срок, когда, заболев, человек может без оправдательного документа не появляться на работе. Но если со здоровьем возникают серьезные проблемы, понятно, что работник обращается за помощью к врачу. Хотя те, кто трудился весь год без больничного, к тому же не использовал предусмотренный договором срок, “отведенный на болезнь”, могут его приплюсовать к своему очередному отпуску в полном объеме. Люди заинтересованы быть здоровыми. А что мешает нам подумать над внедрением такого опыта?

Здоровье не только за границей, но и в нашей стране обходится дорого. И к этому нужно быть готовыми. Походы в бассейн, тренажерный зал сегодня действительно стоят немалых средств. Хотя альтернатива всегда есть! Можно каждый вечер совершать пешую прогулку или пробежку, крутить педали велосипеда, а утром обязательно делать гимнастику, поддерживая здоровье день за днем. Это не требует больших финансовых затрат, но заставляет совершать усилия над собой, которых многим, увы, не хватает.

Не надо ругать врачей.  Возможно, пора задуматься и над тем, что зависит от нас самих, а не только от врачей, на помощь которых мы уповаем? К слову, и у докторов тоже много несбывшихся ожиданий, а нередко и обид. Когда говорят о престиже профессии, всегда подразумевают и адекватную зарплату. В нашей стране она постепенно повышается и, думается, будет расти и в будущем. На днях стало известно, что в 2014 году из бюджета Минска на повышение заработной платы, например, медицинским работникам скорой помощи, выделено 7,1 миллиарда рублей. Это, конечно, хорошо. Но панацея ли это?..

 “НГ” поинтересовалась у своих читателей: “Что, на ваш взгляд, поможет решить
проблему очередей в поликлиниках?”

Игорь КОЗЛОВ, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог:
— Это сложный вопрос. Но если ввести символическую плату за посещение врача, то часть потока людей, у которых много свободного времени и которым не столько нужна врачебная помощь, сколько общение — беседа, доброе слово, — несомненно, сократится. Поликлиники могла бы разгрузить хорошо разветвленная служба психологических консультаций.

Сергей КАРАКА, главный врач Шкловской районной больницы:
— У нас нет проблем с кадрами участковых и узких специалистов, поэтому нет и очередей в поликлинике. Проблему очередей помогают нам решить не только кадры, но и компьютеризация рабочих мест врачей. Сегодня с помощью интернета жители нашего района записываются на прием как к узким специалистам, так и к участковым.

Николай СОРОКА, доктор медицинских наук, профессор, заведующий 2-й кафедрой внутренних болезней БГМУ:
— На мой взгляд, очереди в поликлинике вырастают не из-за большого количества пациентов, а из-за организации работы в этих медицинских учреждениях. Проблема нехватки врачей, конечно, есть, но она связана не с тем, что их мало распределяют в поликлиники. Большинство участковых врачей отношение к ним и условия работы не устраивают. Наша профессия перестала быть престижной. Это заставляет многих искать любые пути, чтобы сбежать из поликлиники. К врачам сегодня просто непомерные требования, они не в состоянии все выполнить и сделать.  На доктора возложен круг обязанностей, который не имеет отношения к его лечебной работе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter