Гродненцы жалуются на холодный транспорт

Прохладное отношение к пассажиру

Кто контролирует температурный режим в салонах наших автобусов?
Зима диктует свои правила автоперевозок. Частая картина в междугородних автобусах: водитель в шапке и куртке, из окон в салон свищет холодный ветер, пассажиры ежатся, растерянно оглядываясь, где бы найти место потеплее. А ведь в автобусах дальнего следования иногда приходится проводить большую часть дня. Одни после такой поездки идут на больничный. Другие пытаются отстоять свое право на комфортный проезд. На ледяной извоз в Гродно массово жалуются и пассажиры городского транспорта. Кто же контролирует температурный режим в салонах наших автобусов?


На гродненском автовокзале объявляют прибытие автобуса из Кореличей, время в пути — четыре с половиной часа. Интересуюсь у пожилой женщины, как прошла поездка. Та пожимает плечами: «Добрались до места назначения и на том спасибо. Замерзли все, просили у водителя включить обогрев. Он вроде бы включил, но печка будто специально нагнетала ледяные потоки воздуха. До самого конца пути он так и не стал теплее. Должны же быть какие-то нормы для перевозки людей».

Наутро первым делом звоню в Гродненский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Там удивили. Оказывается, никаких норм предельно допустимых минимальных температур в общественном транспорте нет. Специалист отдела коммунальной гигиены Екатерина Шостак специально еще раз проштудировала действующий документ. Но там почему-то значится только железнодорожный транспорт, для междугородних автобусов норм нет. Стало быть, проверять нечего и некого. И доказать, что ангина или воспаление легких заработаны после трехчасовой поездки, не удастся. Кто же отвечает за здоровье пассажиров?

Вопрос повис в воздухе. Направляюсь к директору гродненского автовокзала Виктору Чижику. «В первую очередь, за тепло в салоне отвечает водитель, раньше было много жалоб, пришлось ввести норму — не меньше 15 градусов выше нуля на высоте 1,5 метра от пола, — разъясняет директор гродненского автовокзала Виктор Чижик. — Кроме того, мы установили на междугородних автобусах лидского производства дополнительные обогреватели. Однако дополнительное тепловое оборудование может давать перерасход топлива, вот водители и пытаются порой этого избежать. Если же в автобусе установлено только заводское отопление, то смысла экономить нет». Собственно, никто и не скрывает, что есть недобросовестные водители: некоторые себе включают обогрев, а на пассажиров ноль внимания. Такие могут иметь серьезные проблемы, вплоть до лишения премии. А это 30% от зарплаты.

Перевозчиков на Гродненщине немало: в ОАО «Гроднооблавто-транс», кроме гродненского автовокзала, входит еще 16 филиалов. Объединяет их большое количество старых, некомфортных и при этом дорогих для пассажиров автобусов. Директор ОАО «Гроднообл-автотранс» Дмитрий Харченко не жалуется на недостаток пассажиров, но признает: жалобы есть. Точное количество депремированных водителей назвать проблематично — специально такой учет не ведут. Но случаи неединичны, это факт. И хотелось бы что-то улучшить в своей работе, но все не так просто. Автобусный парк морально и физически устарел. В прошлом году предприятие закупило 69 автобусов лидского производства по Указу № 667. В этом денег хватило только на 6 автобусов, а в следующем закупки техники и вовсе не планируются. Импортные бусы и микроавтобусы покупать можно, но только за собственные средства. А их, как обычно, не хватает.

Водитель устаревшей техники действительно не виноват, что его пассажиры мерзнут. И рад бы помочь, да не в силах. Говорят, последние модели лидского предприятия куда лучше предшественников. В тех мерзли не только пассажиры, а лобовое стекло промерзало так, что водитель не видел дорогу сквозь морозные кружева. В других расположение печек не позволяло теплому воздуху доходить до пассажиров задних сидений. Бывает, что водитель включает обогрев на полную мощность, но сколько этот «Неман» ни грей — он все равно остывает быстрее. Однако меньше всего пассажира должны волновать технические недостатки транспортных средств. Кто пускает в долгий путь автобусы, не способные обогреть пассажиров?

В отделе энергетики, транспорта и связи Гродненского облисполкома междугородними перевозками не интересуются — не в их компетенции. Городской и районный автопарки — другое дело. Сюда с наступлением холодов сыплются письма от недовольных горожан и сельчан. Специалисты-транспортники не скрывают: сложно замерить температуру воздуха в городском транспорте — двери открываются и закрываются буквально через несколько минут. Но, несмотря на это, автопаркам настоятельно рекомендуют включать отопление, чтобы комфортно было всем. Междугородние перевозчики подчиняются Минтрансу. Видимо, там и следует искать нормы и правила. Начальнику управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрею Гладкому тоже нечем порадовать. Согласно пункту 222 Правил автомобильных перевозок пассажиров водитель обязан включать печку при температуре ниже 5 градусов на улице. Вот и все. Правила № 972 утверждены Советом Министров в 2008 году и с тех пор остаются неизменными. Никаких конкретных температур в салоне там не прописано. Как правило, такие нормы разрабатывают Минздрав и другие специализированные учреждения. Для них здесь — непаханое поле.

Гродненские врачи-гигиенисты очень редко выступают инициаторами разработки новых нормативных документов. Во-первых, это довольно кропотливая и сложная работа, во-вторых, длительный процесс. Время от разработки до утверждения может занять год и более. Поэтому региональным специалистам чаще приходится работать с уже существующими нормами. В РУП «Научно-практический центр гигиены» температурным режимом для пассажиров автотранспорта пока не озаботились. Зато водители уже могут отстаивать свое право на комфортные условия труда. В отделе гигиены труда недавно разработали постановление, где указаны самые важные параметры для комфортной работы крутящих баранку: микроклимат, влажность, освещенность. Про пассажиров — ни слова. Выходит, пока они остаются со своими проблемами один на один.

Менее года назад на гродненском автовокзале начали появляться новенькие микроавтобусы. Это транспорт частников. Они предлагают ездить быстрее, дешевле и со всеми удобствами. Может, плавный переход к рыночным отношениям заставит государственных перевозчиков пересмотреть правила комфорта? Пассажиры, по крайней мере, очень на это надеются.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter