Можно ли заставить нейроны мозга «бегать» быстрее

Прокачать уровень

С тех пор как ученые начали, так сказать, предметно «ковыряться» в человеческом мозге, один из главных вопросов, который их интересует (помимо того, как тут все работает), — что такое ум и как подходить к системе его оценки? В конце концов, пришли к выводу, что образованность и житейская мудрость находятся практически на одинаковых позициях. Ведь не назовешь глупым человека, который, допустим, в жизни ни одной серьезной книги не прочитал, но обладает опытом и практическими навыками. Тем не менее ум — это еще и чисто физиологическая категория. От чего зависит его развитие, можно ли заставить нейроны мозга «бегать» быстрее и правда ли, что у каждого ребенка есть задатки гения?

Фото  pexels.com

Где прячется ум

На данный момент наука о мозге набрала данных на многотомное издание, хотя, как утверждают сами ученые, смогла лишь приоткрыть завесу над тайнами. Мы знаем, что мозг состоит из определенного количества отделов, каждый из которых курирует свое направление, имеем представление об обязанностях «рабочих лошадок» — нейронов, а также о том, что способность мыслить здраво и продуктивно зависит от скорости, с которой эти малютки передают информацию друг другу. Несмотря на исключительно сложное устройство, по сути дела, мозг напоминает клубок электрических проводов, сплетающихся в пучки, разбегающихся в разные стороны, соединяющихся друг с другом и разветвляющихся на отростки. Естественно, это слишком упрощенная схема, да и электрический импульс в нейронах — не то же самое, что электрический ток в розетке. Но как же с ответом на главные вопросы — от чего зависит ум человека, передается ли он генетически или мы все нарабатываем в процессе?

Шанс дается всем

Посредством ДНК передаются только определенные способности (и это хорошо, иначе было бы очень грустно). Но они начинают работать, только если их развивать. Иначе человек с задатками, допустим, математика может прожить жизнь, работая слесарем, и не подозревать о своей исключительности. Грустно, но факт: мы все что-то упускаем в этом плане, поскольку генетические паспорта (оформление которых предусматривает как раз такие исследования) — явление, мягко говоря, совсем немассовое. Тем не менее не все так печально, как кажется.

Любой ребенок (за исключением детей с врожденными патологиями мозга) рождается, уже обладая мозговой тканью с определенным набором нейронов и практически нулевым уровнем нейронных связей. Что вполне понятно, поскольку опыта у него пока нет, только рефлексы. Однако уже к десяти месяцам количество нейронных связей «выстреливает» до показателей, в разы превышающих возможности взрослых людей (явление называется синаптической сверхпродукцией). Объясняется это тем, что абсолютно чистый мозг ребенка впитывает любую доступную информацию как губка. Ему интересно все, и он, если так можно выразиться, прокладывает синаптическую схему своего будущего образования. Но по мере взросления происходит процесс редукции (преобразования данных) — мозг сохраняет только те устройства, которые нужны для обработки реально поступающей информации. То есть, если такой информации нет и обрабатывать нечего, нейронная связь атрофируется. Вот и ответ на вопрос, как воспитать интеллектуала: мозг нужно постоянно насыщать знаниями. А дальше он уже сам как-нибудь разберется. Однако тут остается неясным: как быть, если ты уже взрослый? Неужели нейронные связи, которые ты не использовал, мозг окончательно «обрубил» и теперь так и проживешь остаток жизни без возможности саморазвития?

Дубль два

Если подходить к вопросу здраво, шансы есть у всех, причем неплохие. Конечно, если вы забили на физику еще в школе, трудно ожидать, что сможете за пару лет дорасти до кандидата наук. Но есть достаточно много информации о людях пенсионного возраста, поступающих в университеты и успешно осваивающих образовательные программы. Заметим, их никто туда силком не тащит. Хотя, как сказать… Скорее всего, мозгу почему-то становится интересным заполнить пробелы в знаниях. И мы выполняем его команду. Однако ситуация может сложиться и по-другому: вы чувствуете застой, вам чего-то хочется. При этом не знаете, что конкретно надо делать. Значит, мозг нужно простимулировать, чтобы он предложил варианты. Но как?

Рекомендации читать заумную литературу забракуем сразу, поскольку толку не будет. Даже если развивать врожденные способности, начинать нужно со школьной программы, не иначе. Готовы к такому, и генетика за — на здоровье! В противном случае даже труды Софьи Ковалевской не пробудят в вас спящего математического гения. Стимулирование областей мозга электродами тоже не подходит, вы же не лабораторная крыса. Хотя, если есть знакомые нейрофизиологи, можете напроситься на участие в экспериментах. Но зачем так страдать, если есть простой и действенный способ.

twimg.com

Ваша задача — обеспечить «закисшему» мозгу интересную жизнь: новые запахи, вкусы, впечатления, умственные упражнения, проблемы, задачи и так далее. Тогда у нейронов появляются дополнительные отростки, формирующие соединения и образующие новые нейронные цепочки. Изменения происходят и в обслуживающих системах — кровеносных сосудах, обеспечивающих нейроны кислородом и питательными веществами, и нейроглии — системе клеток нескольких видов, которые ухаживают за нейронами. А уж здоровый и радостный мозг за благодарностью не постоит: сам будет ума набираться и вас не забудет. 

В мозговой ткани новорожденного практически нет нейронных связей. Но уже к десяти месяцам их количество «выстреливает» до показателей, в разы превышающих возможности взрослых. Мозг пробудился, он готов к познанию, и ему безумно интересно все на свете. Но по мере взросления происходит редукция — сохраняются только те «каналы», которые нужны для обработки реально поступающей информации. Остальные атрофируются

В ТЕМУ

Если начинать разговор «от истоков», то самые ранние попытки исследования нервной системы принадлежат жрецам Древнего Египта. Рукописи, датируемые 1700 годом до нашей эры, свидетельствуют, что жрецы имели представление о том, как исправлять некоторые повреждения головного мозга, используя, например, трепанацию. Но нельзя не отметить некоторую непоследовательность в научных изысканиях того времени: почему-то считалось, что местом, где базируется ум человека, является не «черепная начинка», а сердце. Кстати, это вообще считалось аксиомой вплоть до 400-х годов до нашей эры, когда на научном горизонте взошла звезда «отца медицины» — Гиппократа. Он первым высказал мысль, что мозг не только связан с ощущениями, как и большинство специализированных органов (например, глаза, уши, язык), но и является вместилищем интеллекта. Правда, тогда в Древней Греции существовал запрет на вскрытие тел, поэтому ученый мог делать только умозрительные заключения. Однако именно Гиппократ дал толчок к развитию современной науки — нейробиологии. И когда появились послабления в части патологоанатомии (а случилось это в эпоху Ренессанса), исследователи уже вовсю пытались разобраться, как работают эти полтора килограмма странного желеобразного вещества у нас в голове.

КСТАТИ

Слово «интеллект» происходит от латинского inteligere и означает «понимать». Это умственная характеристика, которая состоит из способности учиться на опыте, приспосабливаться к новым ситуациям, понимать и использовать абстрактные понятия, а также использовать знания для освоения новых ситуаций. Впрочем, понятие интеллекта весьма расплывчатое — скорее это совокупность различных индивидуальных независимых способностей.

bebenina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter