Производство в бутоне

Чтобы подарить своей любимой миллион алых роз, художник из  песни вряд ли мог быть бедным человеком. Учитывая нынешние расценки на цветочную продукцию, дом, который он продал, должен находиться, как минимум, на побережье Анталии...

Чтобы подарить своей любимой миллион алых роз, художник из  песни вряд ли мог быть бедным человеком. Учитывая нынешние расценки на цветочную продукцию, дом, который он продал, должен находиться, как минимум, на побережье Анталии, а холсты — принадлежать кисти мастеров раннего барокко. А если бы художник решил покупать розы в Беларуси, он оказался бы в еще более незавидной ситуации – розничные цены на свежесрезанные цветы у нас в 2—3 раза выше среднеевропейских. Виноваты в этом в первую очередь отечественные производители, неспособные конкурировать с западными коллегами ни по ассортименту поставляемой на рынок продукции, ни по всесезонности ее предложения. 

Несмотря на дружные утверждения специалистов, что цветочный бизнес является одним из самых низкорентабельных, в Европе он был признан одним из самых стабильных. В последние 10 лет он прочно входит в первую десятку, наряду с нефтью, газом и оружием. Еще Ремарк говорил, что цветами прикрывают все, даже могилы, их покупают и дарят и во время мировых войн, и экономических кризисов. Торговля цветами стала важной статьей дохода не только для теплых Аргентины, Колумбии, Коста-Рики, Израиля, Бразилии, Эквадора и Гватемалы, но и для Дании, Бельгии, не говоря уже о мировом лидере — Голландии. 

В Беларуси рынок флоры вошел в стадию активного развития относительно недавно: массовые поставки цветов из-за рубежа начались примерно 12 лет назад. Сегодня объем рынка срезанных и горшочных растений оценивается в $ 13—14 млн. в год, причем на «горшки» приходится около $ 3—4 млн. По данным Министерства статистики и анализа Беларуси, в прошлом году в страну было ввезено срезанных цветов и бутонов на $ 9,126 млн. 

Первые годы цветочный рынок развивался невиданными темпами и без особых потерь пережил все экономические потрясения. Сегодня компании, занимающиеся поставкой и продажей растений, постепенно переориентируются в своей работе на пресловутый средний класс, покупающий цветы часто, но при этом требующий хорошего качества и дополнительного сервиса. И по мере роста благосостояния населения розничные торговцы вынуждены придумывать все новые способы заинтересовать покупателя. 

Белорусские магазины, специализирующиеся на торговле цветами, реализуют в основном импортную продукцию. В Беларусь привозят растения из Германии, Польши, России, где также активно развивается цветочное производство. В последние годы список стран-импортеров расширился, и цветы поступали из Колумбии, Кении, Эквадора, Турции, Коста-Рики, Танзании. Правда, вклад этих стран в наполнение рынка цветов в Беларуси не превысил 15 %. Главным импортером по-прежнему остаются Нидерланды (более 60 %). А вот определить участие местных производителей на рынке цветов невозможно из-за отсутствия официальной статистики. Как правило, отечественные тюльпаны, розы, гвоздики, хризантемы и ромашки появляются лишь к праздникам, но и тогда их доля не превышает 10 % рынка. И специалисты считают, что ситуация может улучшиться лишь с переводом цветочных хозяйств на круглогодичное выращивание цветов. 

Директор КУП «Цветы столицы» Анатолий Ловицкий считает проблему с розничными ценами на цветочном рынке гораздо более сложной, нежели это кажется на первый взгляд. «В Германии или Франции цветы стоят не дешевле — примерно столько же, — говорит он. — А что же  касается мировых производителей, то они за последние годы научились четко привязывать отпускные цены к «чужим» праздникам». Белорусские цветоводы заметили: ежегодно к «цветочным» датам — 8 марта и 1 сентября — стартовые цены на мировых аукционных торгах резко взлетают в 1,5—2 раза. Впрочем, это и неудивительно — в основном за 2—3 недели до этих праздников львиную долю оптовых закупок совершают те компании, которые поставляют цветочную продукции на рынки стран СНГ. В среднем цена килограмма стандартных розочек увеличивается с 0,8—2 до 3—4 евро. Так что предпраздничный рост цен на цветочную продукцию обусловлен особенностями международного рынка. 

«В вопросах ценообразования раньше мы отталкивались от коммерческих цен, но теперь устанавливаем их самостоятельно, — продолжает Анатолий Ловицкий. — В среднем самая дорогая роза стоит у нас 7,7 тысячи, у частных реализаторов — 15 тысяч». 

В Беларуси 80 % магазинов, торгующих цветами (в основном относящихся к формату «мини»), принадлежат частному бизнесу; 20 % — государственной розничной торговле. «Финансовое положение предприятий, занимающихся цветочным бизнесом, достаточно неплохое. Ведь рентабельность продаж почти всей ввозимой цветочной продукции доходит до 150—200 %. Особенно доходным является импорт срезанных цветов из Голландии и Польши», — уверен директор компании «Белогконсалт» Виктор Новиков. Около двух лет назад его фирма провела первое и на текущий момент единственное комплексное исследование рынка цветов, которое выявило проблемные места цветоводства. 

Пожалуй, самая главная из них — непрофильное «шефство» над отраслью. Сегодня она находится в ведении Министерства жилищно-коммунального хозяйства, а во всех областных, районных и городских органах государственного и муниципального управления также имеются структурные подразделения ЖКХ, где функционирует отдел, занимающийся вопросами озеленения и благоустройства территорий. В итоге финансовое положение цветоводов в основном оказалось увязано с содержанием местных бюджетов. Все работы и услуги по выращиванию цветов и озеленению городов оплачиваются из бюджетных средств с минимальной прибылью, что не позволяет организациям развиваться самостоятельно. 

Еще в 2005 году Министерство экономики выступило с инициативой разработки Программы развития цветоводства в Республике Беларусь. Основанием для такого решения послужили высокие темпы роста импорта и доходности цветочного бизнеса, особенно в частном секторе. Ведь развитие цветоводства на госпредприятиях сдерживается из-за больших издержек, роста цен и тарифов на электро- и теплоэнергию, что делает их цветочную продукцию неконкурентоспособной по сравнению с импортной. Однако программа своего дальнейшего развития так и не получила. 

В этой связи для нас интересен опыт россиян: в том же 2005 году московское правительство приняло решение о модернизации всех цветочных хозяйств города. Видимо, там поняли, что цветы — это не просто украшение, но и выгодный бизнес. В Беларуси пока себестоимость отечественных цветов довольно высока, потому что промышленное производство цветов — высокотехнологичный процесс, а у большинства наших тепличных хозяйств недостаточно средств на его модернизацию, и предприниматели сетуют, что многое сегодня приходится делать буквально вручную. Кроме того, львиная составляющая в себестоимости любой тепличной продукции — затраты на энергоносители. И нам вряд ли когда-либо удастся снизить их до уровня Нидерландов, омываемых теплым Гольфстримом. 

------------------------------

Зато мы делаем букеты...

Большая часть роз, гвоздик, орхидей и прочих представителей флоры сегодня прибывает в Беларусь из Голландии. Именно в этой стране находится крупнейшая цветочная биржа Европы, концентрирующая срезанные цветы, луковицы, семена, горшочные растения со всего мира. 

Самый большой аукцион цветов в мире находится в 20 километрах от Амстердама и занимает территорию, равную 70 гектарам. Это почти 120 футбольных полей. Цветы завозят ночью, чтобы поспеть к началу аукциона, то есть к 7 часам утра. Товар осматривается санитарными врачами и флористами, а потом помещается в холодильники. Именно холод — главный цветочный «консервант». Но цветы в холодильниках задерживаются ненадолго. К 10 часам аукцион завершается, и те цветы, что не были куплены, просто-напросто уничтожаются. 

По результатам продаж каждого конкретного дня формируются заказы, которые и готовятся к отправке, как правило, в этот же день. Оплата цветов на аукционе тоже осуществляется в день их покупки. Оформляются необходимые документы, в том числе специализированные инвойсы и упаковка, которую определяет заказчик. Для транспортировки цветов автомобильным транспортом используются, как правило, картонные коробки («сухой» способ) или баки с водой («мокрый» способ). На каждой коробке или баке отправитель прикрепляет этикетку, содержащую информацию о грузе: название, количество цветов, длину, вес. 

Стоит заметить, что «мокрый» способ транспортировки дороже, но цветы, доставленные именно таким образом, практически сразу же готовы к продаже и их не надо реанимировать дня два-три после дальней дороги. Хотя современные технологии позволяют сохранять привезенные цветы свежими 7—10 дней. 

В Беларуси сегодня успешно работают 7 оптовых поставщиков: 5 из них находятся в Минске, 2 — в Бресте. При пересечении белорусской границы все цветы обязательно проходят через Государственную инспекцию по карантину растений (ГИКР), которая предотвращает распространение внутри страны опасных заболеваний и новых видов вредителей. Существует список позиций, при наличии которых ввоз растительного товара в страну становится невозможным (зараженные вирусом цветы либо отправляются назад к продавцу, либо уничтожаются путем сжигания в Беларуси).

Кстати, транспортная составляющая могла бы стать реальным способом экономии для отечественного производителя цветочной продукции. Ведь выращенные в Беларуси цветы не надо провозить через несколько границ, да и срок их реализации чуть больше, чем у импортных. Но высокая доля в себестоимости продукции энерго-тепловой составляющей и низкий уровень механизации промышленного выращивания рассады и цветов нивелируют все преимущества отечественных производителей.

На снимке: цветоводы Галина ЛОРЧЕНКО, Марина ШАВЕЛА, Людмила КИРИЛОВА и агроном Ольга ОСМОЛОВСКАЯ (справа) в теплице по выращиванию роз КУП «Цветы столицы».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter