Многие мои знакомые, собираясь за рубеж к друзьям или в деловую поездку, берут с собой белорусские сувениры. Среди них чуть ли не основное место занимает зефир, произведенный в Бобруйске предприятием ОАО «Красный пищевик». Бренд «Красный пищевик» — это одна из визитных карточек Беларуси наряду, скажем, с «Белшиной», МТЗ, МАЗом или БелАЗом.
И это неудивительно. За плечами известнейшей кондитерской фабрики страны — 145–летняя история. А зефир в Бобруйске выпускают уже более 100(!) лет. Но бобруйские кондитеры не останавливаются в своем развитии — постоянно удивляют покупателей новинками, которые высоко оценивает потребитель. Об этом мне рассказал директор ОАО «Красный пищевик» Сергей Анюховский:
— Наше предприятие находится в постоянном многовекторном развитии. Сегодня часто можно услышать, что одна фабрика сокращает производство, другая вовсе его сворачивает и закрывается. Мы же, наоборот, производство, если так можно выразиться, разворачиваем. В последнее время на предприятии все субботы являются рабочими, что вызвано опережающим ростом спроса на продукцию над его предложением. И так будет продолжаться до июля, когда фабрика остановится на плановый ремонт. Сегодня мы нарабатываем ассортимент, объемы продукции, чтобы полностью удовлетворить спрос. Кроме того, на предприятии активно проводится модернизация и обновление оборудования, используются современные технологии, позволяющие наращивать производительность труда. Те проекты, которые будут у нас реализованы, позволят еще больше увеличить объемы выпуска сладкой продукции, создать новые рабочие места. В последнее время были приобретены три основные линии. Одна из них — ирисная. Раньше ирис делали с достаточно большой долей ручного труда. То оборудование, которое вот–вот будет запущено в эксплуатацию, позволит в большей степени механизировать процесс, значит, издержки (а следом за ними и себестоимость) снизятся. Кроме того, на новом оборудовании сможем выпускать абсолютно новый для Беларуси продукт — козинаки, которые станем производить из отечественного и импортного сырья.
— Сегодня в торговле этот продукт представлен в основном российскими производителями. Признаюсь, люблю козинаки — ломаю зубы, но ем...
— Мы разработали такую рецептуру, что при привычном вкусе зубы ломать не придется. Думаю, вам наш продукт понравится.
— Какие еще линии собираетесь устанавливать?
— Планируется к установке линия по производству мармелада — так называемых апельсиновых долек. Продукт этот пользуется стабильной популярностью у покупателей. Но сегодня его производство не вписывается в рынок. Очень дорого обходится, из–за того что приходится использовать много ручного труда. Поэтому было принято решение установить новую линию. Производительность ее в смену в полтора раза выше, чем у старой, а людей занято в три раза меньше. Обслуживают машину всего 5 человек. Поэтому сегодняшний коллектив из 15 человек собираемся разбить на бригады, чтобы оборудование могло работать в круглосуточном режиме. Сможем и объемы производства значительно увеличить, и затраты существенно снизить, тем самым предлагая покупателю качественный продукт по приемлемой цене. Третья линия, которую планируем установить, является самой большой и по размерам, и по за- траченным инвестициям. Это линия, на которой производится зефир в шоколаде — своего рода визитная карточка предприятия. Лишь за счет снижения доли ручного труда в три раза мы сумеем значительно уменьшить издержки и дать потребителю недорогой товар. На новой линии будем производить зефир в шоколадной глазури под своим брендом. По заказам торговых сетей — в кондитерской глазури. Этот продукт будет продаваться уже не под маркой «Красный пищевик», а под теми, которые придумает заказчик.
— А сколько всего видов продукции вы выпускаете?
— В настоящее время есть 5 основных направлений — зефир, мармелад, халва, ирисы и драже. Если же считать внутри каждой группы, то получится больше 150 ассортиментных позиций. Линейка выпускаемой продукции достаточно большая, но мы нашли определенный баланс. Каждый квартал делаем анализ, что хорошо продается, а что — не очень. И продукты–аутсайдеры выводим из производства. Зачем тратить деньги на выпуск того, что не пользуется спросом? Есть еще один нюанс. Мы знаем, что сегодня основной наш покупатель — люди в возрасте 30 — 35 лет: покупают сладости себе, детям. Но мы хотим, чтобы и молодежь приобретала наши продукты. Потому сейчас работаем над молодежной линейкой зефиров, если так можно выразиться. Речь идет об абсолютно новой для нас категории продукции, которую разрабатываем совместно с известной московской брендинговой компанией. Это сотрудничество должно принести ощутимый взаимовыгодный результат.
— На экспорт продукцию продаете?
— Конечно. Еще не так давно на внешние рынки уходило 10 процентов выпускаемых нами сладостей. Сейчас около 20 процентов. Много продаем в Россию. Неплохо наша продукция представлена на полках сети гипермаркетов «Ашан». Недавно заключили договоры еще с двумя российскими сетями — «Пятерочкой» и «Магнитом». Делаем сейчас для них пробные партии. Для «Пятерочки», например, — 26 тонн зефира.
— Внутри страны торговая сеть развивается?
— Безусловно. Раньше мы делали ставку на фирменную торговлю — в стране работают 10 наших магазинов. С одной стороны, неплохо — продукция представлена в широком ассортименте. Но это и дополнительные сложности. Мало того, что открытие магазина обходится в 300 — 400 миллионов рублей, так надо еще персонал подобрать, обеспечить сохранность товара, решить множество вопросов с местными органами управления. Развиваем франчайзинговую торговлю: работаем с индивидуальными предпринимателями, небольшими частными предприятиями. И фирменную торговлю, и франчайзинговую не разделяю на детей и пасынков — все продают нашу продукцию на равных условиях. Основное условие, которое мы ставим перед предпринимателями, — торговая точка должна быть оформлена в предложенной нами стилистике. Мы говорим, какие обои поклеить, какие светильники установить, как должны выглядеть стеллажи. Таких магазинов открыто 3 — в Бресте, Барановичах и Бобруйске. В ближайшее время появится еще 8. И бизнес этот, судя по всему, развивается для ИП неплохо. Предприниматель, который открыл магазин в Барановичах, собирается открыть еще два. Думаю, такое взаимовыгодное сотрудничество «Красного пищевика» и частного бизнеса может быть успешным и для многих других предпринимателей. Как известно, предпринимателям ввели сертификацию на одежду, для многих торговля стала менее выгодной, а торговые площади остались. В аренду их сдать сегодня по хорошей цене достаточно сложно, а обслуживать необходимо. Вот мы и предлагаем новую нишу. Мы своей продукцией наполняем магазин и даем товар с отсрочкой платежа. А бизнесмен инвестирует средства в переоборудование магазина под наши требования. Опыт уже показывает, что один такой магазин может заменить некоторые локальные торговые сети.
— Кстати, об оформлении... Зашел я в вашу рабочую столовую и глазам не поверил. Это совсем не столовая в привычном понимании.
— Верно. Мы сделали по–настоящему классную точку общепита. И отделка, что называется, на уровне, и ассортимент блюд впечатляющий. Шеф–повара, открою секрет, переманили из одного ресторана и создали так называемую стену Почета. На витрине представлены все награды, которые как в Беларуси, так и за рубежом получала наша продукция. Это своего рода элемент рекламы, ведь к нам приходят не только наши работники, обедают и люди из многих других организаций. Посмотрят на наши «регалии» и захотят еще раз попробовать кондитерские изделия бобруйского производства. Кроме того, планируем сдавать столовую под различные торжества и мероприятия. Когда гости соберутся, могут около наших наград сфотографироваться — домой унесут память о «Красном пищевике».
— Какая зарплата на вашем предприятии?
— Средняя — 7,5 миллиона рублей, одна из самых высоких в городе. И сопоставима с теми деньгами, что люди получают на успешных столичных пред- приятиях. Кроме того, имеется довольно существенный социальный пакет. Мы оплачиваем всем работникам добровольное страхование, и они могут пройти обследование в любых платных медицинских центрах страны. Тем, кто желает выехать на отдых за границу, предоставляем рассрочку на путевку (у нас заключены договоры с несколькими турфирмами) на срок от 3 месяцев до полугода. Профком постоянно организовывает поездки для наших работников, путешествия как по Беларуси, так и за ее пределами. Понятно, что существует очередь из желающих устроиться к нам на предприятие...
— Какой основной принцип вашей работы?
— Есть известное выражение: бизнес — как езда на велосипеде. Как только перестаешь крутить педали, сразу падаешь. Для меня это основа. Если перестанешь жить завтрашним днем, места на рынке не будет.
Виктор ПАВЛОВ.
УНП 700067279