Производство — это постоянное движение мысли. Интервью с генеральным конструктором ГСКБ Минского тракторного завода Михаилом МЕЛЕШКО

Визитная карточка: М. Г. Мелешко родился в 1940 году в деревне Гловсевичы Слонимского района. В 1968 году окончил Белорусский политехнический институт. Инженер-механик. Направлен в ГСКБ Минского тракторного завода. Прошел путь от рядового инженера-конструктора до конструктора высшей категории. В 1989 году становится заместителем начальника ГСКБ по новой технике, в 1995-м – генеральным конструктором, директором научно-технического центра. Автор более шестидесяти изобретений и патентов. Доктор наук Международной академии информационных технологий. За разработку и освоение серийного производства малогабаритной тракторной техники присуждена Государственная премия Республики Беларусь. Заслуженный работник промышленности республики.
— Вы говорите — «белорусский прорыв», — начал нашу встречу Михаил Григорьевич, ссылаясь на наши слова, вынесенные в рубрику публикации. – Да, действительно, то, что сделал коллектив тракторозаводцев за последние годы в модернизации производства, повышении качества продукции, организации экспортных поставок, — это действительно прорыв. Немалый вклад в это дело, скажу без излишней скромности, внесли и конструкторы… Кардинальные перемены особенно ярко видны на примере нашего конструкторского бюро. Мы давно уже ушли от рутинных методов работы с помощью кульмана, линеек, чертежей. Все это заменили компьютеры… Применение компьютерной техники как для проектирования, так и для расчетов и испытаний способствует повышению их качества, сокращению сроков. На это направлено внедрение метода параллельного проектирования, когда одновременно c разработкой конструкции ведется подготовка производства. И наконец, всему венец (простите за невольный каламбур) – мощная экспериментальная база, испытательный центр, аттестованный Госстандартом. Этот центр имеет возможность проводить почти все виды испытаний тракторной техники. — И как все это сказывается на конструировании и выпуске тракторов? — Вернемся, однако, в не такие уж далекие времена, когда в соответствии со всесоюзным разделением труда мы выпускали машины мощностью 80–100 лошадиных сил. И никаких отклонений – на страже установленных заданий стоял Госплан… Однако когда наша страна стала самостоятельной, независимой и потребовался весь диапазон тракторов – от 6 до 250 лошадиных сил, мы обеспечили выпуск таких машин. Только за три последних года разработано девять базовых моделей тракторов «Беларус» мощностью от 60 до 250 л.с. — Но ведь пока у нас еще нет надежных аналогов таким популярным тракторам, как К-700, гусеничным большой мощности или «Джон-Дирам»… — Интенсивно работаем в этом направлении. Но не все и не сразу получается гладко, так, как задумывалось и как должно быть. Об этом у нас состоялся серьезный разговор с Президентом страны Александром Лукашенко на семинаре в Пинске. Александр Григорьевич поставил задачу в течение года доработать перспективные модели высокопроизводительных тракторов и запустить их в серийное производство. Уверен, с этим ответственным заданием мы можем и должны справиться. Но тут я вижу две проблемы. Одна связана с энергетикой, выпуском тракторов. Тут у нас серьезный задел и значительные наработки. А вот вторая проблема — выпуск сельхозмашин, агрегатируемых с нашими тракторами, требует больших усилий. Ваша газета писала уже о восьмикорпусном плуге, сконструированном в нашем ГСКБ. Таких действительно нет ни в Беларуси, ни во всем СНГ. Но дело-то не в отдельных, пусть и замечательных машинах, а в том, чтобы иметь их полный комплекс – для всех видов сельскохозяйственных работ. Тут должен активнее работать Минсельхозпрод, его институты, ученые Национальной академии наук. Именно они должны давать нам четкую, выверенную технологию возделывания сельхозкультур, под которую мы, конструкторы, и должны создавать комплекс машин… Не хочу сгущать краски: работа в этом направлении ведется, но как-то уж слишком робко, несмело. А потому-то нам, конструкторам, приходится подчас работать методом проб и ошибок, исправляя недостатки на ходу. В этом плане большую помощь оказывают нам базовые хозяйства, где наша техника испытывается в производственных условиях, – в Обухово, Вертелишках, Луцковлянах… Их руководители и специалисты дают нам немало дельных советов – спасибо! Немало делается для улучшения условий работы механизаторов, их рабочее место – кабина – стала просторнее, комфортнее. Мы считаем: условия труда механизаторов должны быть не хуже, чем, скажем, в «мерседесе». Ведь в лимузине человек проводит несколько часов, а на тракторе трудится зачастую от зари до зари… Но и им, этим неутомимым труженикам, хочется сказать: техника наша становится все сложнее, не отставайте от нее по уровню своих знаний и умений, постигайте ее особенности, специфику, и только в этом случае она будет служить вам, так сказать, верой и правдой. Вместе с генеральным конструктором мы побывали в подразделениях ГСКБ. Глубокое впечатление оставило знакомство с работой конструкторского бюро инженерной графики и расчетов. Его начальник Александр Усс продемонстрировал нам виртуальные испытания трактора. На мониторе виднелись красные, желтые, светлые изображения в трехмерной среде. Мы поняли одно: желтый цвет, как и на светофоре, настораживает – с той или иной деталью нужно еще работать, и умная машина подсказывает, в каком именно месте и в каком направлении. Хотелось нам увидеть и виртуальное изображение трактора, скажем, 2010 года. Увы, огорчили нас конструкторы: пока-де еще рановато. Вот приезжайте еще разок, подумаем, может, и получится. И мы пообещали встретиться еще раз. А если потребуется, то еще и еще…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter