Происхождение ритуала

В День Государственного герба и Государственного флага во всех соединениях и частях внутренних войск прошли торжественные ритуалы вечерней поверки...

В военной жизни больше будней, чем праздников. Но есть дни, когда привычные мероприятия обретают особый смысл. В День Государственного герба и Государственного флага во всех соединениях и частях внутренних войск прошли торжественные ритуалы вечерней поверки. Чем не повод поговорить о роли традиций в современной военной культуре, подумали мы? А чтобы посмотреть, как проходит «поверочный» ритуал и вспомнить истоки некоторых других, отправились в войсковую часть 3214.


В 19.30 бригада выстроилась на плацу. Блестели на солнце начищенные берцы, а солдаты и офицеры были сосредоточенны, будто им предстоит участвовать в главном параде страны. В этом суть абсолютно любого военного торжества — никакого «проходного» отношения, все максимально серьезно.


Короткая репетиция, напутствие офицеров — и вот уже звучит команда «Равнение на знамя!», а в воздухе раздается оружейный залп.


У каждого ритуала, разумеется, есть жесткая режиссура. В четко определенное время, секунда в секунду, перед строем выносят Государственный флаг, штандарт Государственного герба и Боевое знамя. Бойцы громким голосом зачитывают фамилии военнослужащих, навечно зачисленных в список части, и почетных солдат бригады. А потом, чтобы отдать им дань уважения, становятся на колено, снимая головные уборы. Последовательность действий вырабатывалась в течение многих лет, и теперь уже сложно установить, кто и когда выступил автором этого, да и многих других ритуальных сценариев.


— В стандартном формате вечерняя поверка рядового и сержантского состава проходит в подразделениях ежедневно — в 21.30, — рассказывает начальник службы в/ч 3214 Владимир Пархомцев. — А раз в квартал проводится общая для бригады поверка. В каком–то роде это тоже ритуалы, которые хоть и не имеют того оттенка торжественности, который вы наблюдаете сейчас, но давно и прочно вошли в жизнь. Вообще, я считаю, ритуалы и традиции — это те кирпичики, из которых формируются сплоченность, боевой дух, чувство коллектива и воспитывается патриотизм.


С этим трудно не согласиться. Военные традиции и вправду — явление абсолютно уникальное! Пожалуй, только религия может сравниться с армией по отношению и верности разнообразным ритуалам. Возьмем, например, военную присягу. Для зеленого пацана, только–только вернувшегося с КМБ, нет в жизни события более важного и волнительного. И в этом он ничуть не отличается от «коллег» из римского легиона, которые с замиранием сердца произносили свою присягу–«сакраментум» году этак в 400–м до нашей эры. По словам некоторых исследователей, кстати, корни ритуала следует искать именно у римлян.


В России из обычая в ранг закона присягу перевел Петр I, известный любитель церемониалов и писаных уставов. Во времена Средневековья церемония обрела особую пышность — процедура посвящения в рыцари с приседанием на колено, подпоясыванием, вручением золотых шпор и т.д. была весьма витиеватой.


Шли века, менялись эпохи и главные для служивых людей слова. Во времена русской императорской армии текст присяги напоминал молитву. «Целую слова и крест Спасителя моего. Аминь», — произносили тогда солдаты. Бойцы Красной Армии в период 1939 — 1947 годов завершали торжественную речь иначе, но тоже согласно тенденциям своего времени: «Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».


Во внутренних войсках, как и в частях Министерства обороны, Госпогранкомитета, текст присяги сейчас един. «...Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно и самоотверженно защищать независимость, территориальную целостность и конституционный строй Республики Беларусь», — произносят военнослужащие.


Прощание с Боевым знаменем, вручение погон и наград, песня во время марша — все это также давно устоявшиеся, ставшие «уставными» ритуалы. Некоторые обязательные для исполнения традиции, например, офицерский выпуск Военной академии, когда молодые лейтенанты подбрасывают вверх монеты, а потом едут по местам воинской славы, возлагают цветы и венки, в документах, конечно, не прописаны. Но от этого не утрачивают своего значения.


Другие — каждодневные вроде той же вечерней поверки батальонных, бригадных, ротных разводов стали настолько привычны, что уже не воспринимаются как нечто особенное. Хотя историю хранят вековую.


Допустим, воинское приветствие. Кто теперь назовет его ритуалом, если прикладывать руку к головному убору приходится по сто раз на дню? А ведь в Средневековье, когда традиция зародилась, значение у церемонии приветствия было многогранным. Известный факт: рыцари при встрече откидывали забрало в шлеме. Причем делали это правой рукой, чтобы показать — намерения у них мирные, а оружие в дело пущено не будет.


Любопытна и еще одна версия о происхождении ритуала. Дескать, ввел его легендарный пират Дрейк, который при встрече с британской королевой Елизаветой, которая, мягко говоря, не блистала красотой, закрыл глаза ладонью. А после объяснил это тем, что ослеплен могуществом монаршей особы...


В дальнейшем приветствие отданием чести многократно видоизменялось. В Англии при встрече военные люди снимали шляпы и кланялись. Когда головные уборы стали громоздкими, от этой обязанности их освободили — достаточно было просто прикоснуться ладонью к козырьку. В наши времена, как известно, приветствие отдают сомкнутыми пальцами правой руки, выпрямленной кистью. А характерная особенность для постсоветских стран выражена в афоризме: «К пустой голове (то есть если солдат без головного убора) руку не прикладывают». Во многих же европейских странах такая норма не действует.


Впрочем, хватит истории. Ритуалы рождаются и в наши дни. Один из известных — вручение краповых беретов. Здесь тоже есть свои каноны. К примеру, во время испытаний из динамиков звучит «Группа крови» Цоя. А вручает награды лично командующий внутренними войсками.


Закрепилась, стала регулярной и другая традиция: два раза в год перед увольнением в запас лучшим военнослужащим вручают благодарности командующего. Эта церемония достаточно молода, но в системе ценностей внутренних войск играет уже немалую роль.


А вот то, что в прошлое уходят обычаи «стихийные», рожденные в солдатских казармах (хотя многие офицеры, наверное, с этим не согласятся), довольно грустно. Не обтягивают больше шинельным сукном бойцы свои дембельские альбомы, не рисуют в них веселые сценки из повседневной жизни. Зачем? Ведь в день открытых дверей приедет мама с фотоаппаратом и без забот все, что надо, запротоколирует.


Думается, самобытную воинскую культуру исчезновение дембельских альбомов все–таки обеднит. С другой стороны, таково веяние времени.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter