Происхождение ремесла

Правила жизни Саши Варламова
Правила жизни Саши Варламова

Мода сегодня сформировалась в совершенно отдельную науку, которая дает нам возможность понять, каким образом явления модной индустрии влияли на те или иные события.

Первая закономерность, которую мы обнаруживаем: мода возникает там, где есть деньги. Кто владеет экономической ситуацией и аккумулирует деньги, тот и способен производить (в качестве дизайнера или мецената) моду и искусство. При этом существует стандартная мода на предметы роскоши — это высоко и дорого. Это было всегда, и от этого никуда не деться.

Вторая закономерность — при любой экономической ситуации возникает изрядное количество молодых, не имеющих имени, дизайнеров. И они хотят, чтобы их покупали. Их труд оплачивается ниже, их вещи дешевле. Но они так же интересны и самобытны. И верхушка, создающая моду, всегда что–то заимствует у них.

Знание истории моды позволяет ответить на вопрос: что же происходит в мире моды сегодня? Кроме буржуазного гламурного искусства, сегодня ведь существует и эстетика улицы со своими законами. В свое время Гарлем ввел моду на огромные штаны, хиппи — моду на длинные волосы. Они же навязали нам свой «неопрятный» шарм, от которого уже просто не уйти. И многое другое — то, что родилось там, где не было денег, но было огромное желание самовыразиться.

В советское время у нас был свой Белорусский дом моделей, занимавший определенное место в СССР. Такое же, как дома моделей Таллина, Вильнюса, Риги, Киева, Кишинева и прочие. Все они были приблизительно на одном уровне. Везде работали выпускники Московского текстильного института, Омска или Петербурга. Везде — одинаково качественный состав хороших художников. Коллекции, представляющие Белорусссию, периодически выезжали в Италию. Армянские коллеги были частыми гостями в Германии. Существовало такое имиджевое распределение зарубежных поездок советских домов моделей. Система, вполне оправданная в то время и дававшая стабильный результат.

В те годы наши республиканские дома моделей диктовали промышленности, что она должна выпускать. Торговля вообще не имела права голоса. Она просто забирала продукцию по приказу сверху и размещала в своих торговых залах. Покупателю не оставалось ничего другого, как это покупать. Не было выбора, не было альтернативы... Сегодня система принципиально изменилась. Что брать для реализации в торговых залах — определяют товароведы. Теперь не легкая промышленность диктует условия торговле, а торговля говорит: «Я возьму у вас 20 тысяч пальто, остальные продавайте сами». В идеале товароведы должны быть самыми просвещенными людьми в области моды. Должны знать, что будет востребовано покупателем, прогнозировать, какой цвет станет актуальным в новом сезоне...

Один из очень важных аспектов, отсутствовавший в моде ранее, — коммерческий. Но сегодня в учебных заведениях нет специалистов по модному маркетингу, по продажам. Хотя именно от них зависит судьба конкретных имен, современного ассортимента, актуальности изделий. Так же, как зависит судьба писателя от издательства.

Мне кажется, успеха сегодня может добиться дизайнер, обладающий всей перечисленной суммой знаний. Неправильно считать, что он — некое эфемерное создание, питающееся нектаром. Настоящий дизайнер — это тот, кто знает, что такое иголка с ниткой, швейная машинка. Знает, как раскроить, покрасить, переплести и переработать ткань, понимает, для кого он это делает, кто это будет покупать. А также — сколько он в конечном итоге на этом заработает и позволит ли эта сумма продолжить свою деятельность. И только знание истории моды позволит ему избежать прошлых ошибок. Их было немало, но в наших силах уменьшить их количество. Слишком большой путь прошла белорусская мода к этому моменту.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter