Проигравшие победители. К власти в Чехии пришли правые.

В Чехии состоялись выборы в законодательное собрание страны. Победила Социал-демократическая партия во главе с Иржи Пароубеком. Однако вопреки ожиданиям она набрала всего 22,1% голосов избирателей, чего явно недостаточно для формирования правительства. Поэтому его будут формировать центристы и правоцентристы, три партии которых после голосования получили в общей сложности более половины голосов избирателей.

В Чехии состоялись выборы в законодательное собрание страны. Победила Социал-демократическая партия во главе с Иржи Пароубеком. Однако вопреки ожиданиям она набрала всего 22,1% голосов избирателей, чего явно недостаточно для формирования правительства. Поэтому его будут формировать центристы и правоцентристы, три партии которых после голосования получили в общей сложности более половины голосов избирателей.

Таким образом, после ряда затяжных политических кризисов страна вновь возвращается к своей традиционной форме правления – парламентской республике, где вся полнота власти принадлежит премьер-министру, которым становится лидер крупнейшей партии правящей коалиции. В последние годы этот принцип неоднократно нарушался и тогда главную роль брал на себя президент Вацлав Клаус. Теперь же на смену назначенному главой государства еще в марте прошлого года беспартийному временному правительству Яна Фишера придет партийный кабинет.
Накануне голосования большинство прогнозов свидетельствовали о том, что население страны отдает предпочтение Социал-демократической партии. В условиях тяжелого экономического кризиса, поразившего Чехию вместе с другими странами ЕС, многим чехам были близки их многочисленные обещания об улучшении жизни. В итоге эти обещания и обеспечили им пусть и минимальную, но все же победу. Тем не менее буквально на пятки левым наступали правоцентристы из Гражданской демократической партии (ГДП) Петра Нечаса, партии ТОП-09 (три буквы названия расшифровываются как «традиция – ответственность – процветание») во главе с бывшими министрами Мирославом Калоусеком и Карелом Шварценбергом и партии «Дела общественные», в которой председательствует бывший телеведущий Радек Йон. Все они говорили о сложной и близкой к критической экономической ситуации в Чехии и Евросоюзе, об огромном госдолге, безработице и необходимости скорейшего проведения реформ.
В конце концов их риторика смогла найти отклик в умах тысяч чехов, пришедших на избирательные участки и отдавших свои голоса за правых. По результатам выборов партии распределились следующим образом: за социалистами, получившими, как уже было отмечено выше, чуть более 22%, или 56 мест, в парламенте, расположилась ГДП – 20,22% и 53 мандата,  ТОП-09 – 16% голосов и 41 место в парламенте и «Дела общественные» – 10,88% и 24 места.
Вместе с тем победа правых, в особенности ГДП, во многом стала пирровой. И она, и социалисты по сравнению с предыдущими выборами потеряли свой электорат, который, по-видимому, на этот раз предпочел голосовать за более радикальные программы. Тем самым избиратели дали понять, что устали от многолетней конфронтации двух крупнейших в стране партий и их бессмысленных и утомительных дебатов.
Еще одной партией, традиционно проходящей в парламенты всех созывов, стала Коммунистическая партия Чехии и Моравии, которая заняла четвертое место с 11,27% голосов и 26 мандатами. Теоретически она могла бы стать союзником социал-демократов. Однако в программах всех политических партий Чехии записано, что они обязываются не сотрудничать с коммунистами. Что касается других партий, принявших участие в выборах, то они не преодолели необходимый пятипроцентный барьер.
Главными неудачниками выборов можно признать христианских демократов, которые оказались вне законодательного собрания впервые с 1933 года. Их глава Цирил Свобода заявил о своем уходе. Впрочем, аналогичный шаг 30 мая предпринял и Иржи Пароубек, обезглавив тем самым свою партию.
Теперь, видимо, новым премьером станет лидер гражданских демократов 46-летний Петр Нечас, который известен как принципиальный борец с коррупцией и скромный профессиональный политик с 20-летним стажем. Главой МИД окажется занимавший уже этот пост во второй половине
2000-х один из руководителей «ТОП-09» Карел Шварценберг. Как заявил на следующий день после выборов господин Нечас, правые будут добиваться изменения конституции для того, чтобы ужесточить правила одобрения государственного бюджета и затруднить рост внешнего долга страны.
Как отмечают политологи, правые сумели привлечь на свою сторону молодежь, обычно игнорирующую выборы. Судя по опросам, именно она и оказала решающее влияние на исход голосования. По ее справедливому мнению, главная задача государства – уменьшение задолженности страны, потому что расплачиваться с государствами-кредиторами придется именно поколению нынешних 18–35-летних. Левые же, наоборот, выступали за привлечение средств из-за рубежа ради осуществления ряда социальных программ. Поэтому за социал-демократов и коммунистов голосовали в основном люди среднего и старшего возраста.
Еще одной важной проблемой был вопрос о борьбе с коррупцией, хотя она в Чехии и имеет весьма низкий уровень. Речь идет не о повсеместном взяточничестве, а об откатах при строительстве государственно значимых объектов. Простых людей напрямую этот процесс вроде бы не касается, но в связи с ростом цен это волнует очень многих.
В целом же современная Чехия – это довольно небольшая (10 миллионов жителей) страна в центре Европы. Какой она будет – левой или правой – не так уж и важно, поскольку, кто бы ни находился в ней у власти (естественно, за исключением коммунистов), он будет проводить прагматичную и национально-ориентированную политику.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter