Проигранная партия

Белорусское общество не подвержено партийному влияниюВсе, как известно, познается в сравнении. Например, если конгресс США одобряет внесенный по инициативе Белого дома законопроект, разрешающий американским спецслужбам «прослушку» иностранных граждан и контроль их переписки по электронной почте, то для этого не требуется ставить в известность даже законодательные и судебные органы. Мол, программа направлена на борьбу с терроризмом, а тут, что называется, все средства хороши.

Плевать и на то, что новоиспеченный закон вызвал жесткую критику со стороны правозащитников и демократов – политических оппонентов действующего президента. Они убеждены, что закон «заходит слишком далеко», так как позволяет читать переписку и слушать переговоры американских граждан, которые общаются с иностранцами.
То есть явное нарушение прав человека, о которых так пекутся западные демократии, налицо. Но получается, что у себя дома что хочу, то и ворочу, других же не грех и поучить, а особо непослушных наказать санкциями, чтобы другим неповадно было. А подходящий повод всегда найдется.
Скажем, на минувшей неделе Верховный суд Республики Беларусь удовлетворил иск Министерства юстиции о приостановлении на полгода деятельности Партии коммунистов Белорусской (ПКБ), которая носит имидж оппозиционной.  К тому же незадолго до этого Минюст направил в высший судебный орган исковое заявление о ликвидации Белорусской экологической партии зеленых “БЭЗ”. И тут же в действиях белорусской власти оппозиция и их западные покровители усмотрели политический мотив!
И, естественно, с их стороны посыпалась новая порция упреков в зажиме демократии и отсутствии в стране гражданского общества.
Да вот незадача – «выстрел» вновь мимо. Во-первых, потому, что вышеназванные партии «проиграли» свою партию (пардон за каламбур) исключительно в рамках правил.
– В соответствии с законодательством республики для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 участников, – поясняет заместитель начальника управления общественных объединений Министерства юстиции Беларуси Елена Кириченко. – Кроме того, каждая партия должна иметь минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей республики. Численность Белорусской экологической партии зеленых почти вдвое меньше минимального порога – всего 582 человека. И несмотря на неоднократные напоминания, а также письменное предупреждение Министерства юстиции, данная партия не создала в установленном порядке ни одной из своих низовых оргструктур.
Неоднократно нарушала закон и Партия коммунистов Белорусская. В связи с этим в разное время ей было вынесено более полутора десятков письменных предупреждений.
Как показали проверки Минюста, ряд организационных структур партии не размещается по юридическим адресам, не ведется должным образом учет членов партии, а в представленных списках членов ПКБ значатся даже умершие граждане. В отдельных случаях членские взносы принимались наличными деньгами, минуя банковский счет.
Само руководство этих партий в принципе не отрицает, что допускались нарушения закона. А вот оппоненты действующей власти упрямо стоят на своем: дескать, в преддверии предстоящих в следующем году парламентских выборов «идет наступление режима на политические партии».    
– Налицо общая тенденция. В структуре гражданского общества ликвидируются все легальные организации, имеющие хоть какое-то влияние на процессы внутри страны, – убежден, например, эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.
Влияние всех партий на белорусское общество почти незаметно (и не только оппозиционных). В Беларуси на сегодняшний день зарегистрировано 17 политических партий, но все они в силу различных причин оказались на периферии политической системы.
– Особенность белорусских партий в том, что они являются не партиями интересов, как это принято в мире, а партиями идей, – отмечает политолог Андрей Романьков. – Теоретически они, конечно, отличаются друг от друга хотя бы тем, что имеют разные идеологии, но на практике различие в этих идеологиях не играет никакой роли, поскольку они добиваются в первую очередь прихода к власти, а не возможности проведения в стране конкретного политического и экономического курса. В результате, несмотря на приложенные усилия, их идеи не находят поддержки в обществе.
На Западе многие партии имеют вековую историю и с помощью различных идеологий помогают гражданам формулировать свои политические интересы. Эти партии очень четко вписываются в социальную структуру общества, поэтому, зная, к какому социальному слою принадлежит человек, можно с большой точностью определить, за какую партию он проголосует на выборах.
А вот в Беларуси представители политических партий, как оппозиционных, так и лояльных к власти, в парламенте и в местных советах практически отсутствуют. Белорусское общество однородно по своей сути, в нем нет резкого расслоения по каким-либо признакам, поэтому избиратели предпочитают голосовать за привлекательный имидж и конкретные реальные обещания, а не за абстрактные партийные программы и скучных кандидатов.
Недоверие к политическим партиям, по мнению некоторых экспертов, имеет ряд аспектов. Например, люди очень хорошо помнят весь тот негатив, что был связан с КПСС, с ее руководящей и направляющей ролью. А во-вторых, видят они и то, что происходит сегодня у соседей на постсоветском пространстве, когда от вспыхивающих баталий между различными политическими силами на Украине, в Киргизии, Грузии и других странах страдают стабильность и простые люди. Белорусы же дорожат стабильностью своего общества, миром и социальным спокойствием в своей стране.
В общем, как ни крути, прав был мудрец Аристотель, утверждая, что многое из того, что кажется свойственным демократии, на самом деле ее ослабляет. Сама попытка увязать воедино наличие в стране энного количества политических партий со степенью развития в ней демократии выглядит, по меньшей мере, нелогично.
И тот факт, что де-юре политические партии в Беларуси существуют, а фактически они не имеют влияния среди избирателей, вовсе не означает отсутствие в стране гражданского общества. И уж тем более нет оснований говорить о зажиме гражданских свобод.
Пожелал объединиться с товарищами, разделяющими твои интересы, пристрастия или хобби, – нет проблем, регистрируй организацию. Главное – соблюдать законодательство и придерживаться устава. Профсоюзы, советы депутатов, молодежные организации – сегодня это костяк гражданского общества в Беларуси.
Создаются и новые структуры. Например, по инициативе снизу в стране появилось движение «Белая Русь». Его участники намерены стать связующим звеном между властью и рядовыми гражданами, донести мнение простого человека до депутатов и высоких чиновников. Сумеет новое объединение понравиться избирателям, завоевать их доверие – можно выходить и на более высокий уровень. Во всяком случае, некоторые эксперты не исключают в перспективе возможной трансформации этого движения в политическую партию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter