Вильнюс — это не только красиво, но и недорого

Прогулки к соседям

Холодный прием наших перевозчиков, и где ищут счастья литовцы
Так получилось, что по семейным обстоятельствам супруги я вместе с ней и сыном оказался в Литве. Дела уладили в первый день, ну а потом окунулись в уникальный мир истории и эмоций столицы Великого Княжества Литовского. Вильнюс я рассматривал “глазами дилетанта”, так как до этого лишь читал и смотрел передачи об этом знаковом для многих месте.



Опущу эмоции от маршрута Гомель — Вильнюс. В поезде до Минска не предусмотрен кондиционер, поэтому в вагоне всю ночь было +32 градуса. Зато в автобусе до Вильнюса водителю  не удалось  выключить “холодок” — пассажиры нарядились в куртки, кофты, кепки и завидовали температуре за бортом. Но это все мелочи путешествия. Вильнюс встретил нас шапками зелени и крестами костелов.

Правда, вильнюсские авто- и железнодорожный вокзалы удивили провинциальной серостью, конечно, не минский размах. Отель, прямо возле Острой Брамы, заказывали по интернету. Скромные семейные номера спрятались на втором этаже здания бывшей библиотеки, а ранее мужского монастыря. Никто не спросил паспорт, выдали на руки ключи, предложили кофе, а в ванной комнате я обнаружил джакузи! Ну хватит бытовых подробностей.

Перед нами была Острая Брама — Святые ворота, которые уже 500 лет особо почитаются католиками Восточной Европы. Внутри храм и чудотворная икона Матери Божией Остробрамской. Древние ворота открыли перед нами мир настоящей столицы. Смешение стилей и эпох, лавочек и костелов, туристов и велосипедистов. Вильнюс ожил, серый вокзал и мусор на современных улицах остались за Брамой. Здесь пылали краски кирпичей, сверлили небо шпили, солнце дарило блики булыжникам мостовой, отполированной ногами многочисленных делегаций.



Старинная улица вела нас к Замковой горе, и Вильнюс, как веер, разворачивал свои архитектурные узоры. Со стен поглядывали окаменевшие в памятных досках земляки — Максим Горецкий, Игнатий Домейко, Адам Мицкевич. А сколько по этим улицам ездило Радзивиллов, Сапег, Тышкевичей, Острожских, Гаштольдов, Мирских, Воловичей, Глинских. На их средства возводились эти храмы, дворцы, первый в Восточной Европе  университет. Возраст главных архитектурных жемчужин — 300, 400, 500 лет.

Что неприятно шокирует — соседство элитного отеля или ресторана с аварийным, забитым досками, зданием. Понятно, что у одного памятника архитектуры богатый хозяин, а в соседних исторических развалинах живут литовские пенсионеры. 500-летние костелы с осыпающейся штукатуркой на стенах, 300-летние здания в аварийном состоянии. Может быть, так и надо? Следы разрухи, словно плесень на популярном здесь сыре камамбер, подчеркивают возраст здания.



Мои друзья, не раз бывавшие в Литве, постоянно говорили: “Вильнюс — это не только красиво, но и недорого. Полно кафешек, где можно перекусить”. Первые мои впечатления от знакомства с местным общепитом оказались нерадужными: порция жаркого — 10 евро, судак —12 евро, пиво — 5 евро. На троих выходит кругленькая сумма. На небольшой детской площадке, недалеко от ратуши,  разговорился с молодой литовкой:

— Где можно покушать вкусно и недорого?

— Дома. Мы кушаем дома. Это все цены для туристов. С нового года перешли на евро, и Старый город стал недоступен для большинства литовцев.

Воспользовавшись советом столичных аборигенов, мы нашли магазинчик. Цены — белорусские. Купили сыра, колбасы, хлеба, сладостей, и, подкрепившись, даже забрались на Замковую гору, где возвышается башня Гедимина. Вокруг красота. Умел великий князь выбрать место для строительства.



Еще одно наблюдение нескольких дней и вечеров: в центре Вильнюса в основном ходят поляки, немцы, белорусы, русские. Литовцы, если не торговцы, — почти всегда молодежь. Набор за столиком: пиво, сок или коктейль. И очень мало детей. Маленьких литовцев даже в субботний день на площадках в Бернардинском саду почти не было. Наверно, как и везде, их поглотили компьютерные игры.

Вечером все же тянет отведать колоритов местной кухни. Мы блуждаем по старым улочкам в поисках выгодного гастрономического предложения. В открытом окне я сталкиваюсь глазами с князем Витовтом. На картине Яна Матейко князь в гуще Грюнвальдской битвы  заносит меч над головами бегущих в ужасе немецких рыцарей.

К такому хозяину грех не зайти. Да и цены здесь оказались в два раза ниже, чем на площади у ратуши. За вкусными цеппелинами и грибным супом в буханке ржаного хлеба разговорились с соседними литовцами о жизни. Рассказ получился грустным. Работы нет. Хорошая перспектива — стать таксистом, строителем, стюардессой или горничной за рубежом. Хуже работать, как соседка по столику, Анна, экономистом за 500 евро, 350 отдавая за коммуналку. На вопрос: “А как тогда живут пенсионеры?” они только грустно развели руками.

Вместо поездки в популярный у наших туристов гипермаркет “Акрополис” мы выбрались в замки Тракая. Все-таки культурная составляющая перевесила шопинговую. Правда, на острове-замке нас накрыли “Семь спящих братьев”. По местным приметам, какая погода будет в этот день, такая и в следующие 7 недель. Был ливень.

Шопинг оставили на Польшу. Сами литовцы заверяли, что там цены ниже. Белостокский “Ашан” стал следующей целью. Здесь не могу не подпустить шпильку в адрес наших национальных перевозчиков. Если из Гомеля в Вильнюс мы добирались с температурными приключениями, то из Вильнюса в Белосток нас вез двухэтажный автобус с климат-контролем, туалетом, кухней и вмонтированными в спинки сидений планшетами.

Польша сразу показала, где живут славяне. Засеянные поля, тучные коровки, стада коней. Поляки в отличие от прибалтов смогли выторговать у боссов Евросоюза рынки для своей сельхозпродукции и поддерживают фермерские хозяйства. Ах, прекрасная Литва, к сожалению, ты становишься вымирающей окраиной ЕС.

Но вот и Белосток. Это, конечно, далеко не Вильнюс. Но мне от местных “панов” нужна хорошая цена в гипермаркете. Начинаем шопинг. Разделим его на несколько частей. Продукты дешевизной не отличаются. Хотя можно найти пару выгодных позиций. В ценах на шампуни, кремы и косметику не ориентируюсь. А вот вещи здесь дешевле. Отличные штаны стоят 160—200 тысяч рублей. У нас такие от 400 тысяч и выше. Спасибо, товарищи предприниматели, что не стыдитесь зарабатывать на земляках. И все время плачете, как тяжело...

После Белостока — Гродно. Это, наверно, самый красивый наш город, очень похож на Вильнюс. Но не пользуемся мы этой красотой. Нет здесь толп туристов, торговых зон для литовцев, поляков, немцев. Нет даже общепита на железнодорожном вокзале. Значит, нет спроса. Не умеем мы себя продавать в хорошем смысле слова. Этому можно поучиться у соседей. А так живем не хуже, только любим поплакать и пожаловаться. Хотя нужно своим гордиться.

sb_gomel@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter