Программный продукт

Белкоопсоюз провел семинар на базе Гомельского облпотребсоюза

В условиях глобального финансово-экономического кризиса он становится все более востребованным в оптовых и розничных торговых предприятиях Гомельского облпотребсоюза

Недавно Правление Белкоопсоюза обобщило и рекомендовало к распространению в системе потребительской кооперации опыт работы Белыничского райпо по повышению эффективности торговой деятельности с учетом складывающейся обстановки на отечественном рынке товаров и услуг. Этому предшествовал проведенный на базе объектов потребительского общества республиканский семинар-совещание. Между тем интересные подходы в организации кооперативной торговли, позволяющие добиваться неплохих результатов, имеются и в других регионах страны, в частности, в Гомельском облпотребсоюзе. «Развитие торговой сети на рынках, открытие дискаунтеров от оптовых баз, управление торговыми процессами в сетевых торговых объектах» — тема состоявшегося здесь республиканского семинара-учебы.

Беспрецедентный, но в чем-то показательный случай: трудовой коллектив одной из торговых коммерческих структур изъявил желание в полном составе перейти на работу в новый магазин, который вскоре откроет в областном центре ЧУП «Гомельская универсальная база». Лучшая агитация, как известно, это агитация фактами, и приведенный пример является ярким подтверждением правильности выбранных в Гомельском облпотребсоюзе подходов по совершенствованию торговой деятельности в нынешних сложных экономических условиях. Поэтому, думается, вполне логичным было решение о проведении именно здесь республиканского семинара-учебы, в котором приняли участие руководители торговли областных потребительских союзов, директора оптовых предприятий, специалисты Белкоопсоюза.

По словам заместителя председателя Правления Белкоопсоюза Александра Забелло, в течение последних четырех лет Гомельский облпотребсоюз сохранял лидирующие позиции в системе потребительской кооперации и, как следствие, первым столкнулся с проблемой наращивания объемов деятельности и ускорения темпов развития. Поэтому предпринятые здесь меры по сглаживанию остроты ситуации, считает Александр Леонидович, будут полезными и для кооперативных организаций из других регионов. В первую очередь речь идет об активном продвижении своих интересов на рынки потребкооперации в крупных городах и областных центрах, открытии дискаунтеров от оптовых баз, внедрении современных компьютерных технологий по управлению торговыми процессами в сетевых торговых объектах. Информация для размышления:  в январе от торговли на своем Центральном рынке в областном центре гомельские кооператоры получили 1,5 миллиарда рублей дополнительного товарооборота. Это, замечу, в три раза больше, чем на аналогичном Могилевском рынке, с работой которого ознакомились на предыдущем семинаре. Впрочем, дело даже не в каких-то конкретных цифрах, а в том, что такие объекты должны максимально работать на потребкооперацию, но из-за неразворотливости, медлительности некоторых руководителей кооперативных организаций на местах не дают должного эффекта.

В равной мере это относится и к открытию дисконтных магазинов на оптовых базах. Ровно год назад, напомнил Александр Забелло, на республиканском семинаре изучался опыт работы магазина «Дисконт»  ЧУП «Гомельская универсальная база». Впечатления остались самые благоприятные, и тогда же было решено создать сеть таких магазинов в оптовом звене потребкооперации. А что же на поверку? Приходится с сожалением констатировать, что с тех пор аналогичные предприятия торговли появились только на Слуцкой и Пинской оптовых базах, а в остальных местах чего-то выжидают.

— Больше никого уговаривать не будем, — заметил Александр Забелло. – Уверен, что даже в кризисных условиях найдем, если понадобится, достойную кадровую замену тем, кто не способен организовать дело надлежащим образом.

Сказано жестко, но, на мой взгляд, правильно. Промедление, как когда-то утверждал вождь мирового пролетариата, действительно, смерти подобно, хотя и в переносном смысле этого слова. До конца марта, по мнению Александра Забелло, дисконтные магазины должны появиться повсеместно, а там, где это не произойдет, к нерадивым руководителям будут применены административные меры воздействия. То же самое касается рынков, которые находятся в кооперативной собственности, и экономически нецелесообразно отдавать их на откуп коммерсантам. Александр Забелло привел пример, когда только одна рыбная секция на рынке в Могилеве приносит ежедневно до миллиона рублей выручки. «Где еще можно получить такие результаты?» — задал он резонный вопрос, обращаясь к участникам семинара.   

Цена вопроса, действительно, большая, чтобы пустить дело на самотек. И это раньше всех поняли в Гомельском облпотребсоюзе, начав постепенно расширять свое присутствие в областном центре. По словам председателя правления облпотребсоюза Василия Смольского, в настоящее время удельный вес потребительской кооперации в городе Гомеле составляет уже 2 процента. Немного, конечно, но все, как известно, познается в сравнении. Ведь начинали практически с нуля и в течение каких-то двух лет вышли на такой показатель. Причем, если можно так выразиться, процесс «кооперирования» областного центра протекает ускоренными темпами и, что немаловажно, при поддержке и содействии местной управленческой «вертикали».

Наиболее солидно, пожалуй, потребительская кооперация представлена в ТЧУП «Гомельский центральный рынок». Впрочем, в этом нет ничего удивительного, поскольку рынок является собственностью Гомельского облпотребсоюза, но в отличие от некоторых таких же объектов из других регионов здесь смогли значительно укрепить именно кооперативные позиции. «Присутствие потребкооперации на рынке ощущается повсеместно», — с удовлетворением констатировал Александр Забелло. Отнюдь не случайно здешние кооператоры обратили столь пристальное внимание на свое же предприятие. В настоящее время рынок располагает четырьмя гектарами торговых площадей, 2943 торговыми местами, а также крытыми павильонами для реализации продовольственных товаров. Он расположен в удобном месте в городе, в непосредственной близости от автомобильного и железнодорожного вокзалов.

Как заметил Василий Смольский, Гомельский центральный рынок является вторым по площади в республике после столичной Комаровки. Это многоотраслевое, динамично развивающееся предприятие, которое имеет собственную торговую сеть, оказывает услуги общественного питания, организует закуп сельскохозяйственной продукции у населения и сельхозпроизводителей и т.д. Исходя из перечисленного, можно сделать вывод о его особом месте и значимости в городской инфраструктуре. Поэтому логично, что кооператоры, извините за тавтологию, постарались «застолбить» здесь для себя место. Потребительская кооперация Гомельщины представлена на нем на данный момент шестнадцатью торговыми объектами. По два из них находятся в ведении ЧУП «Гомельская универсальная база» и Гомельского горпо, пять – Гомельского райпо, и семью объектами располагает непосредственно рынок. При этом организациям потребительской кооперации выделено по состоянию на начало марта семьдесят четыре торговых места – примерно треть от общего количества. На их долю полностью приходится торговля цельномолочной продукцией, 66,7 и 63,6 процента  кондитерскими изделиями и продукцией общепита соответственно, 43,5 – полуфабрикатами, 32,1 — колбасными изделиями, 24,1 – мясом, 20,9 – птицей, 18,8 – рыбой, 18,4 процента    плодоовощной продукцией.

По информации директора рынка Василия Потапова, 318 торговых мест, или 57 процентов площадей, — роллетного типа.  Однако при этом только в 75 из них торгуют продовольствием, а в остальных – промышленными товарами, что, по мнению Александра Забелло, нельзя признать нормальным. Ведь одно такое торговое место по реализации, например, мяса дает от 30 до 55 миллионов рублей товарооборота.

Участники семинара с большим интересом ознакомились с работой представленных здесь объектов потребкооперации. 

Товарооборот принадлежащего ЧУП «Гомельская универсальная база» магазина «Любимая Аленка», например, составил в минувшем году более одного миллиарда рублей. Лишь кондитерских изделий было реализовано сто тонн. ЧУП «Коопзаготпром» Гомельского райпо открыл на рынке магазин «Нестерка». Удельный вес собственной продукции в нем, а это в основном колбасные изделия и полуфабрикаты, превысил 60 процентов. По словам председателя правления Гомельского райпо Раисы Глазко, за два месяца с начала нынешнего года получено 75 миллионов рублей товарооборота. В целом же от деятельности здесь своих торговых объектов в кассу районного потребительского общества поступает ежемесячно в среднем 130—150 миллионов рублей. Причем, заметьте, торговая надбавка на товары находится в пределах 11 процентов.

В общем, как верно замечено, кто хочет работать, ищет способы, а не «объективные» причины. В какой-то мере поучительный пример привел начальник управления торговли и общественного питания Белкоопсоюза Павел Кохно. От присутствия на рынке Гомельское горпо получило 300 миллионов рублей дополнительного товарооборота, вложив в обустройство здесь своих объектов 100 миллионов рублей. Примерно такой же среднемесячный товарооборот имеет городское потребительское общество и от деятельности расположенного в областном центре универсама «1-й Сетевой» — одного, кстати, из лучших предприятий торговли. Разница лишь в том, что его открытие обошлось горпо более чем в 1,2 миллиарда рублей.

Обратил внимание на принадлежащую рынку секцию по торговле колбасными изделиями «лучших белорусских производителей», как значилось на броской рекламной агитке. Ассортимент продукции действительно впечатлял, и главное, судя по выстроившейся очереди, она пользовалась покупательским спросом. И это несмотря на то, что напротив размещалась аналогичная секция Гомельского мясокомбината. По всему чувствовалось, что кооператоры смогли максимально удовлетворить покупательские за­просы, составив тем самым достойную конкуренцию «фирмачам».  

В конце февраля нынешнего года ЧТУП «Гомельский центральный рынок» обзавелось еще одним, причем несколько нетипичным, объектом. Арендующие здесь торговые площади коммерсанты весьма успешно реализовали импортную сложнобытовую технику, и руководство рынка приняло решение вклиниться, образно говоря, в эту нишу. Рискнули — и не ошиблись: магазин «Техно 100» торговой площадью всего в сорок четыре квадратных метра в перспективе будет ежемесячно приносить, судя по первым неделям работы, не менее 50 миллионов рублей товарооборота. Примечательно, что в ассортиментном перечне в основном представлена отечественная бытовая техника – холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, печи СВЧ, DVD-проигрыватели… Предельный размер применяемой торговой надбавки – 15 процентов.

В целом положительно оценив инициативу работников рынка, Александр Забелло посоветовал смелее выходить на российских и китайских поставщиков, где сейчас производятся многие мировые бренды бытовой техники. Причем, что примечательно, с теми же китайскими партнерами расчеты сегодня можно вести в белорусских рублях. Параллельно надо плотно работать с отечественными товаропроизводителями, прежде всего по увеличению отсрочки платежей. Только такой подход, считает Александр Забелло, является залогом успеха, и такую точку зрения, насколько мог убедиться, полностью разделяли участники семинара.

Неплохие дивиденды, судя по наработкам гомельских кооператоров, можно получить также от реализации на рынках  морепродуктов, продукции общественного питания. В пользу такого решения говорит и то, что не возникнет проблем с приобретением необходимого торгового оборудования, его при надобности предоставит расположенный опять-таки в Гомеле завод с аналогичным названием. В его цехах, кстати, кроме основной продукции, выпускают также мебельные фасады, мягкие уголки, шкафы-купе, межкомнатные двери из массива, офисную мебель, компьютерные столы. Директор предприятия Виктор Щука рассказал, что товарами народного потребления стали заниматься недавно, но особенно оживилась эта работа после приобретения в январе 2009 года  станка «Rover» итальянского производства, на котором можно производить множество различных деревообрабатывающих операций. В этой связи Александр Забелло предложил определить какой-либо базовый мебельный магазин и отследить там эффективность продаж гомельских изделий с целью дальнейшей их реализации через товаропроводящую сеть потребительской кооперации.

И все-таки участников семинара больше интересовало производимое на заводе торговое оборудование. Судя по отзывам, оно отвечает всем предъявляемым требованиям. Такую оценку, в частности, дала директор Слуцкой межрайбазы Людмила Горобец. Заводчане, к примеру, способны сегодня оснастить современным оборудованием дисконтные магазины и дискаунтеры от оптовых баз, начиная с тележек и пластмассовых корзинок и заканчивая турникетами, шкафами для хранения сумок покупателей, островными и пристенными товарными горками. Причем, подчеркнул Виктор Щука, на заводе всегда идут навстречу пожеланиям заказчика, что тоже, согласитесь, является привлекательным моментом для потенциальных клиентов.

С современными компьютерными технологиями в торговом процессе участники семинара ознакомились в магазине «1-й Сетевой» Гомельского горпо. Предприятие торговли открылось в сентябре 2008 года, расположено в спальном микрорайоне города, но уже стало популярным. Подтверждение тому — стабильный рост розничного товарооборота, который составил в феврале 330 миллионов рублей, хотя это был самый короткий месяц в году. Микрорайон активно развивается, и, по словам заведующей магазином Елены Красюк, у «1-го Сетевого» имеются неплохие перспективы, что, в свою очередь, позволит в течение пяти лет окупить понесенные на его возведение и оснащение затраты. А они, к слову, немалые. Только внедрение автоматизированной системы учета движения товаров и установка системы видеонаблюдения обошлись более чем в 70 миллионов рублей. Однако, думается, это тот случай, когда затраты были оправданными.

Чтобы не быть голословными, обратимся к результатам работы магазина «Дисконт» ЧУП «Гомельская универсальная база». Этот объект был своего рода пионером во внедрении компьютерных технологий, а первопроходцам всегда приходится нелегко. Вот и здесь, по словам директора базы Павла Семенюка, зачастую доводилось действовать методом проб и ошибок. И сегодня, спустя время, не все вопросы решены до конца. Тем не менее эффективность внедрения компьютерных технологий была апробирована на практике и полностью себя оправдала. В январе – феврале нынешнего года получено более одного миллиарда рублей товарооборота, а среднемесячная нагрузка на одного работника составила за этот период 29,3 миллиона рублей. Еще информация к размышлению: в минувшем году средняя торговая надбавка была 13 процентов. Неудивительно, что в этом расположенном не в самом, скажем так, удобном месте магазине предпочитают отовариваться многие горожане.  Количество держателей дисконтных карточек, к примеру, уже составляет 997 человек. С целью ликвидации очередей здесь даже вынуждены были установить еще один дополнительный расчетный узел. Да и как было поступить иначе, если в феврале здесь отоварились 22 тысячи покупателей.

— За счет снижения розничных торговых надбавок, — говорит Павел Семенюк, — увеличилась товарооборачиваемость, что, в свою очередь, позволило получать торговые скидки от поставщиков.   

Несмотря на это, в «Дисконте» внимательно отслеживают цены у коммерсантов и на городских рынках. В настоящее время ценовой мониторинг проводится по сорока брендовым группам товаров, что позволяет уверенно себя чувствовать в условиях конкурентной среды. Гибкая работа проводится и с поставщиками, особенно импортерами, которые после известных событий, связанных с девальвацией белорусского рубля, стали вести себя не совсем корректно. Были пересмотрены ранее заключенные договоры, и в результате по многим позициям удалось найти взаимоприемлемое решение, в том числе и по ценовому фактору.

В ближайших планах ЧУП «Гомельская универсальная база» — открытие нового универсама в жилом районе на улице Свиридова в Гомеле. Прежде здесь размещался магазин со среднемесячным оборотом в 88 миллионов рублей. После завершения реконструкции объекта его общая площадь составит почти 856 квадратных метров, в том числе торговая – 500 квадратных метров. Это будет современное, оснащенное всем необходимым предприятие с шестью расчетно-кассовыми узлами, посттерминалами для расчета пластиковыми карточками, видеонаблюдением, громкой связью. Планируемые затраты составят 3,2 миллиарда рублей. Вложения немалые, но и ожидаемый экономический эффект впечатляет: предполагается получать ежемесячно в среднем один миллиард рублей товарооборота. Срок окупаемости – пять лет.

Магазин будет введен в строй уже в апреле нынешнего года. Причем, что немаловажно, с кадрами проблем не предвидится. Желание работать в новом универсаме изъявил в полном составе трудовой коллектив одной из городских торговых коммерческих структур. И это, как меня заверили, далеко не единичная просьба.

На пленарном заседании опыт гомельчан по совершенствованию торговой деятельности в условиях финансово-экономического кризиса получил положительную оценку и рекомендован к внедрению на местах. Перед участниками семинара выступили создатели программных продуктов – руководители фирм, специализирующихся в этой сфере деятельности. К ним, должен заметить, было предъявлено  немало серьезных претензий. Поступило предложение создать рабочую группу из опытных специалистов в области компьютерных технологий, в том числе привлеченных со стороны, для разработки универсального программного продукта, который можно было бы затем использовать на всех торговых объектах потребительской кооперации. Александр Забелло поддержал это предложение, что, естественно, не исключает персональной ответственности должностных лиц за состояние дел в торговой отрасли, реализацию принятых решений по повышению эффективности ее работы. Срок – до 2 апреля нынешнего года, а дальше, как говорится, каждому воздастся по его делам.

На снимке: заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Александр ЗАБЕЛЛО  (слева) нацелил участников семинара на продуктивную работу по изучению опыта гомельских кооператоров в сфере торговой деятельности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter