Программные неточности?..

Тактика может меняться чуть ли не каждый день в зависимости, так сказать, от оперативной экономической ситуации. К сожалению, такой подход не всегда используется отечественными предприятиями

Даже знаменитой корпорации «Microsoft» еще  не удавалось сразу создать идеальную программу. Сколько ни тестируют операционные системы и другие серьезные программы, а в процессе массовой эксплуатации пользователями обязательно «вылазят» различные неполадки. Поэтому вслед за программными новинками компания-разработчик десятками выпускает так называемые «заплатки», которые и исправляют погрешности в базовой программе. Говоря другими словами, испытания испытаниями, но реальная жизнь богаче и многограннее. И это правило распространяется не только на мир техники, но и на экономические реалии. Можно до бесконечности просчитывать рентабельность и эффективность инновационных проектов, исписать тонны бумаги, прогнозируя прибыли или объемы производства, но множество факторов вносят свои коррективы, как только теория воплощается в практику. Впрочем, предварительная проработка плана действий необходима. Но она не должна становится догмой, а только стратегией. Тактика может меняться чуть ли не каждый день в зависимости, так сказать, от оперативной экономической ситуации. К сожалению, такой подход не всегда используется отечественными предприятиями.

Эффект  остался незаметным?..  

Особенно, когда дело касается проектов, которые финансируются в рамках различных программ. Их в Беларуси реализуется немало, богата различными масштабными государственными и отраслевыми проектами стала последняя пятилетка. Время летит быстро, уже не за горами подведение итогов. Но промежуточные результаты пока оставляют много места для критики. Особенно если оценивать достижения с точки зрения экономической эффективности и целесообразности. 

Наверное, каждый белорус наслышан о мероприятиях в рамках программ по наращиванию выпуска импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции, модернизации консервной отрасли, техперевооружения строительной, внедрения энергосберегающих технологий, развития льняной индустрии… Перечислять можно достаточно долго. Более интересно «пробежаться» по результатам. Успехи, конечно, есть, об отдельных достижениях периодически пишут в газетах или рассказывают в теленовостях, но заметны ли для обывателя эти достижения? Рискну усомниться. 

Соки как пили импортные, так и продолжаем. Корнишонами и замороженной картошкой тоже лакомимся иностранными. Башенные краны, по крайней мере, чисто внешне, на стройках не посвежели: почтенный возраст виден даже непрофессиональному взгляду. «Заросли» льна на полях, чтобы, как лес, стебли стояли, — редкое явление. Да и внешнеторговое сальдо упорно не желает менять «минус» на «плюс»… Можно было бы сказать философское «и Рим не сразу строился», мол, рано или поздно все наладится, если бы на эти проекты из бюджета не выделялись огромные средства. Куда деньги-то делись? Вроде бы их успешно освоили, увеличили инвестиции в основной капитал, провели тендеры, закупили оборудование… Словом, все по букве закона, если и пропала какая государственная копейка или прилипла к чужим рукам, виновных наказали. Но где же тогда результат? 

Главное — влезть, а  там  разберемся… 

— Учитесь работать с деньгами, — заявил один высокопоставленный руководитель на конференции своим подчиненным. — Чтобы вы могли участвовать в освоении средств и госпрограмм, и инновационных фондов, и поддержку получить…  

Увы, понятие «осваивать» постепенно заменяет термин «инвестиционная деятельность». Конечно, в любой стране мира государство тем или иным способом финансово поддерживает определенные отрасли или отдельные предприятия, выделяет бюджетные средства на реализацию стратегических инвестиционных проектов. И, по своей идее, госпрограммы — неплохой механизм, который позволяет соединить в единое целое интересы разных ведомств и отдельных производителей. Другой вопрос, что немало производителей начинают впадать в благостную спячку, из которой выходят, только когда появляется возможность «вклиниться» в программу. Ведь милое-то дело: финансирование обеспечено. 

В этом году на итоговой коллегии Минфина прозвучала интересная цифра: сумма заявок на господдержку от предприятий чуть ли не в 2 раза превышает выделенные на эти цели бюджетные средства. Говоря проще, у реального сектора экономики стали появляться привычка и тяга к «халявным» деньгам. И такая тенденция настораживает. Экономическая-то модель в Беларуси социально направленная, но по сути — рыночная. А значит, предполагает инициативу от производителей. А с ней-то и проблема. В республике еще осталось немало товарных позиций, по которым внутренний спрос еще не удовлетворен. Но иные производители ждут, когда будет принята очередная программа, чтобы взяться за дело. 

Проблема изношенных башенных кранов уже с бородой. Но осваивать их производство начали лишь относительно недавно. И стартовали практически с «нуля». Понятное дело, ждали источник финансирования. Но подготовительную-то работу можно было заранее провести. Нет, ждали решения свыше. Не поступи соответствующего указания, возможно, не стало бы в республике развиваться и производство соков и других потребительских товаров. Лен производить, на который на мировых рынках спрос колоссальный, тоже почему-то необходимо заставлять — то льнозаводы, то сельхозпредприятия. 

А основная-то причина в замене понятия «инвестирование» на «осваивание». Начнешь что-то сам производить — придется искать покупателя, доказывать преимущество своего товара перед аналогами. А в программу влез — и получай гарантированный сбыт. Причем потребитель, как правило, платежеспособный, ибо финансируется из той же программы. Нормальная ситуация, если бы продукция была конкуренто­способной. Но это случается далеко не всегда. 

Иногда с примечательными историями приходится сталкиваться. В прошлом одно белорусское предприятие было известно на весь Союз своей продукцией двойного назначения. В основном она использовалась в авиа­-ционной и космической отраслях. Естественно, после распада СССР госзаказ как таковой исчез. Но уникальное производственное оборудование в цехах осталось. Чем его сегодня только не стараются загрузить. Пытаются делать и технологические линии, и сельхозтехнику, и энергосберегающие теплообменники… И со своими новинками все время пытаются «приобщиться» к какой-нибудь программе. Ведь без гарантированного сбыта их продукция не имеет на рынке шанса на успех. Даже по сравнению с отечественными аналогами. Нет, на заводе трудятся хорошие, даже уникальные специалисты, но весь технологический потенциал предприятия «заточен» совершенно под другой тип продукции. Почему же ее игнорируют? Своими же ушами слышал от российских «боссов» оборонки: сегодня в РФ снова такой техники не хватает. И средства выделяются на ее покупку. Получается, что проще научиться производить сеялки, чем заниматься профильным производством?.. 

Убыточный  постфактум 

Оказалось, в стране назрела целая проблема нецелевого использования бюджетных средств предприятиями. Как правило, химичат «стабильные» должники. Деньги из казны выделяются на одни нужды, а реально пускаются на другие — покрытие просроченных платежей по кредитам. Во время любой проверки или ревизии правда всплывает наружу, в соответствии с законодательством начисляются все положенные штрафные санкции. Прибыльнее производство от этого не становится. Но бюджетные средства позволяют еще хоть какое-то время продержаться на плаву. «Умение виртуозно затыкать дыры» — в шутку называют это искусство финансисты-консультанты. 

Кстати, в некоторых консалтинговых компаниях, специализирующихся на бизнес-планировании, четко разделяют клиентов на две категории. В первую, как правило, попадают частные инвесторы. Для них детальная проработка проекта обусловлена необходимостью четко представлять экономические перспективы будущего производства и инвестиционные риски. Во вторую категорию чаще всего попадают госпредприятия. Для их руководства краеугольный камень — поиск причин для выделения финансирования. Другими словами, идея уже есть и ее необходимо обосновать цифрами и как можно правдоподобней. А потом эти «натяжки» могут вылиться в неконкурентоспособное производство. Иногда, к сожалению, так и происходит. 

Конечно, ни Минфин, ни Мин­экономики физически не могут перепроверить каждый бизнес-план, а потом еще и за его исполнением проследить. Рядом с каждым директором контролера не поставишь. Но, возможно, существует резон ужесточить ответственность руководителей предприятий за использование бюджетных денег. И ставить вопрос не с позиции «украл — не украл», а «выполнил — не выполнил». Освоил определенную сумму — предъяви результат, который записал в бизнес-плане. Нет эффекта — отвечай. Кто-то скажет — жестоко. Возможно, но ушерб-то государству нанесен. И не важно, куда средства исчезли: перечислили деньги на счет в швейцарском банке или бездарно израсходовали на приобретение устаревшей технологии. Главное, что они пропали. 

Понятное дело, что новые подходы требуют принципиального пересмотра и некоторых положений программ. От необходимости «переделок» никто никогда в восторг не приходил. Но необходимость изменений показала практика реализации проектов. А значит, пора ставить «заплатки»… 

На снимке: В рамках программы модернизации лесозаготовительной отрасли в Беларуси освоили выпуск необходимой техники, но от ее надежности потребители пока не в восторге...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter