Программа - минимум

Непомерные школьные нагрузки - тема нынче одна из самых актуальных.
Непомерные школьные нагрузки - тема нынче одна из самых актуальных. 10 - 12-часовой рабочий день школьника старших классов стал нормой. Медики констатируют, что подобная погоня за знаниями чревата потерей здоровья. Данные гигиенистов просто пугают: к 10-му классу число детей с заболеваниями сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта увеличивается в 2 раза, в 2 раза за время учебы ухудшаются зрение и слух, в 8 (!) раз возрастают эндокринные заболевания.

Словом, неудивительно, что разгрузка учеников - один из центральных вопросов реформирования школы.

Об этом мы говорим с заместителем директора Национального института образования Олегом ЛИСЕЙЧИКОВЫМ.

- Белорусская школа долго готовилась к "революционному броску" - пятидневке. И, судя по всему, от эксперимента наконец переходит к этапу "внедрение в жизнь". Цель благородная - разгрузить ученика, не снижая образовательного уровня. Как это выглядит?

- Переходу на пятидневку и 12-летнее образование предшествовал пересмотр школьных программ с точки зрения сокращения объема, однако при этом осталась неизменной фундаментальная основа образования. И потому была сокращена почасовая недельная нагрузка. Например, у первоклашек она составляет 19 часов, т. е. не более 3 - 4 уроков в день. В каждом последующем классе нагрузка увеличивается на час. Кроме того, ребятам очень тяжело давался переход из начальной школы в базовую. Ведь как было: в последнем классе начальной школы они учились 23 часа в неделю, а в "базовом" классе - сразу 32. Сейчас - 26 часов. Как говорится, почувствуйте разницу. Раньше в профильных 11 - 12-х классах у ребят была 40-часовая рабочая неделя, в 12-летней школе - максимум 34 часа. Из них обязательных - 26, а 8 - для специализации. Кроме того, количество обязательных для изучения предметов сокращается с 17 до 12 - 13.

- А как насчет домашних заданий? Насколько я знаю, санитарные правила организации учебного процесса, утвержденные Минздравом, регламентируют время их выполнения: не более 1,5 часа для первоклашек, до 2 часов - во 2 - 3-х классах, до 3,5 часа - в 7 - 11-х. То есть на каждый предмет отводится не более 30 минут. Причем в правилах сказано, что домашнее задание дается в основном для развития навыков самостоятельной, индивидуальной работы... У нас же учителя "грузят" детей в основном закреплением материала...

- Я считаю, что это оборотная сторона медали своеобразного патриотизма учителя-предметника. И здесь необходим строгий контроль со стороны администрации школы. Да и родители не должны быть безучастными наблюдателями...

- Притчей во языцех стал учебник под названием "Вселенная" для 4 - 5-х классов одиннадцатилетки. Дети осилить его не смогли. Более того, давался он далеко не каждому родителю даже с высшим образованием.

- Ему уже есть замена - учебник с новым названием "Природоведение", к которому прилагается методическое пособие для учителей и рабочая тетрадь для учеников. Учителя и специалисты дали на него положительные отзывы. Переработаны и учебники "Мая Радзiма - Беларусь" для начальной школы, истории древнего мира для 4-го класса, истории средних веков для 5-го, истории Беларуси, по русскому и белорусскому языку и другие. Обновляя, например, учебники по белорусской литературе для 4 - 5-х классов, среди прочих замечаний были учтены даже такие, как "переизбыток поэзии", "изучаемые детьми произведения содержат много трагизма"... Требования к учебникам, как и к содержанию программ базовой школы, одинаковы - устранение излишней абстрактности, теоретизации, дублирования учебного материала. При переходе на двенадцатилетку будут постепенно переработаны все учебники. Сейчас, например, на повестке дня - работа над курсами "Технология", "Отечественная и мировая художественная литература". Вообще-то процесс этот практически непрерывный. Хотя цель - создать учебник, который станет национальным достоянием, вполне достижима.

- А каким должен быть его главный критерий?

- Отношение к нему учащихся!

- Скажите, закладываются ли в новые программы условия борьбы с репетиторством - своего рода подпольным институтом дополнительных нагрузок?

- Конечно. Третья ступень школы предполагает более выраженную профильную дифференциацию - учащимся предоставляется возможность выбрать направление, которое более всего соответствует их интересам: гуманитарное, технологическое, физико-математическое, естественно-научное. А чтобы школьники могли сосредоточиться на изучении выбранных предметов, для гуманитарно-профильных классов создаются интегрированные курсы "Математика", "Естествознание", для физико-математических и технологических - "История", "Литература".

Нормальная скорость чтения для первоклассника - 38 слов в минуту. К 6-му классу она должна быть в 3 раза выше. Оптимальная скорость чтения в темпе разговорной речи - 120 - 150 слов в минуту. Считается, что именно при этой скорости достигается наилучшее понимание текста.

По подсчетам российских специалистов, за время учебы в базовой школе дети должны запомнить: по биологии - 929 понятий, 347 определений, 612 фактов; по математике - 270 понятий, 137 определений, 145 правил, признаков, формул, аксиом, символов, 82 типа математических задач, 89 теорем и 45 их доказательств, решить 8.544 задачи; по физике - 39 физических явлений, 97 различных физических величин, названия 54 физических приборов, 27 законов; по химии - 190 определений, физические свойства 17 веществ, химические свойства 73 и применение 34 веществ, 26 типов задач. Учителя утверждают, что по некоторым предметам приходится запоминать до 18 понятий за урок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter