Профиль — человечность

Первая в республике школа для инвалидов по зрению изучает свою историю и достойно ее продолжает

Первая в республике школа для инвалидов по зрению изучает свою историю и достойно ее продолжает

Ежегодно в Гродненской школе-интернате для детей с нарушением зрения появляются новые ребятишки. В нынешнем году здесь их обучается 137 в возрасте от 3 до 18 лет. 107 детей – инвалиды по зрению. Для большинства из них окружающий мир – это набор звуков, запахов, ощущений. Здесь дети учатся ориентироваться в пространстве, осваивают систему Брайля, где алфавит заменяют шесть точек, составленных в разных вариантах. Не удивительно, что книга становится незаменимым спутником их жизни, передавая богатство мыслей, образов, ощущений…

Гродненская школа-интернат три года была республиканской экспериментальной площадкой по апробации структуры и содержания профильного обучения в специальных учреждениях. Здесь работают высокопрофессиональные педагоги и воспитатели, создана хорошая материальная база: 22 учебных кабинета, 19 классов, 5 мастерских, богатая библиотека, компьютерный класс. Компьютерами обеспечены все педагоги. Есть мультимедийная установка, брайлевский дисплей и принтер, компьютерное увеличительное устройство, WEB-камера.

Но главное, как отмечает директор Елена Воробьева, здесь работают педагоги и воспитатели, которых ученики воспринимают как родных людей. И это не случайно. Из 94 педагогов 45 имеют специальное образование, в том числе 28 прошли переподготовку по дефектологии. 65 процентов учителей аттестованы первой и высшей категорией.

В коллективе работают и шесть выпускников школы-интерната. Их личный опыт очень помогает социальной адаптации детей. Педагоги с гордостью рассказывают, каких успехов добиваются их воспитанники в творчестве. Так, Диана Гасанова в прошлом году стала лауреатом конкурса «Молодые таланты Гродненщины», а фольклорному коллективу «Спадчына» трижды присуждалось звание лауреата городского конкурса национальных обрядов. Самодеятельных артистов неоднократно отмечали на фестивале «Вясёлкавы карагод», который регулярно проводится в области среди специальных школ. Знают в Гродно и виртуоза-баяниста Валентина Станкевича, одного из победителей областного конкурса 2009 года среди учащихся музыкальных школ и студий.

Творческая работа в кружках, участие в концертах и конкурсах помогают детям раскрепоститься, чувствовать себя уверенно среди сверстников. Здесь учатся играть на фортепиано, флейте, баяне, участвуют в духовом оркестре и оркестре народных инструментов, поют в образцовом хоре «Светлячок».

Для родителей, чьи дети обучаются и живут в спецшколе, немаловажны медицинский и бытовой аспекты. Уютные двухместные спальни, круглосуточное наблюдение медиков. Здесь работают три врача и 5 медицинских сестер. А в трудных ситуациях на помощь приходит социально-педагогическая и психологическая служба.

Разностороннее образование, полученное в школе, помогает выпускникам найти свое место в обществе, выбрать дело по душе. Большую роль в этом играет предприятие Белтиз, ежегодно предоставляющее рабочие места в своих цехах.

Как складывается дальнейшая судьба детей-инвалидов по зрению, убеждаешься, посетив музейную комнату. Среди экспонатов – портреты тех, кто вопреки своему физическому недугу стал кумиром для сверстников. Это Евгений Маркевич, член сборной Беларуси по мини-футболу среди инвалидов по зрению, Игорь Росихин – бронзовый призер Параолимпийских игр по шахматам, Александр Трипуть и Анна Канюк — призеры чемпионата Беларуси.

Спортивные успехи – это, несомненно, заслуга учителя физкультуры Евгения Цуприновича. Он очень любит свой предмет и тех, кому преподает…

— Жизнь делать есть с кого, — говорят педагоги. И в первую очередь называют известного на Гродненщине поэта Виктора Кудлачева, выпускника школы, который 52 года работал здесь учителем. Кандидат экономических наук, преподаватель Гродненского государственного университета Александр Данилевич, инвалид по зрению, также закончил спецшколу.

— Детей воспитывают примеры, а не нравоучения, — рассуждает нынешний директор и рассказывает, что школа-интернат собирает сейчас информацию о тех, кто учился здесь в 1940 году. Имя первого директора Ильи Черепова, погибшего в Великую Отечественную, известно, а вот больше о жизни школы того периода сведений нет. А ведь это была первая в республике школа для инвалидов по зрению. В ней обучались дети со всей страны. Может, кто-то из читателей «Р» восполнит исторический пробел?

В тему

Сергей Ламеко, заведующий отделом образования администрации Октябрьского района г. Гродно:

— Определяя стратегию развития специального образования, мы исходили из того, что в районе оказывается широкий спектр коррекционно-педагогических услуг. На уровне дошкольного образования у нас функционируют специальные учреждения для детей с нарушением речи, интеллекта, слуха, зрения. Кроме того, в дошкольных учреждениях есть 34 специальные группы для детей с речевой патологией и 18 пунктов коррекционно-педагогической помощи.

Для детей школьного возраста также работают вспомогательные школы, классы интегрированного обучения и воспитания, пункты коррекционно-педагогической помощи.

На протяжении последних пяти лет в районе проходит дифференцированный педагогический всеобуч для родителей, в рамках которого работает секция «У меня особый ребенок».

Качество специального образования напрямую зависит от квалификации педагогов. Учитывая это, отдел образования наладил тесный контакт с Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка, Академией последипломного образования, Гродненским областным институтом развития образования. Сегодня 100 процентов учителей-дефектологов наших детских дошкольных учреждений имеют специальное образование.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter