Чем удивил нынешний "Лістапад"?

Профессия, покрытая завесой тайны

Пока звезды кино блистали на сцене, за кулисами решали свои дела сэйлз-агенты
НЫНЕШНИЙ «Лістапад» смог приятно удивить и индустриальной панелью, которая заработала впервые. Она была разделена на две секции. В одной на протяжении недели обсуждали аспекты кинопроизводства, продвижения и финансирования своего продукта. В другой рассматривали нюансы кинематографической деятельности на конкретных примерах. Так, филиппинский кинорежиссер Брийянте Мендоса проводил мастер-класс, посвященный процессу съемок фильма «Ловушка» (приз экуменического жюри — особое упоминание Канн-2015). На одной из таких лекций побывала и корреспондент «СГ».


О ТОМ, что спрос на такую площадку высок, говорит цифра: более 150 зарегистрированных участников. Все приглашенные сюда зарубежные гости — эксперты в своей области, которые уже имеют опыт проведения таких открытых встреч и мастер-классов. С ними организаторы фестиваля знакомились на индустриальных площадках в Вильнюсе, Варшаве, Берлине и других городах. На этот раз о возможностях продвижения своего фильма на мировой рынок рассказывала продюсер из Великобритании Александра Деревенко. «Индустриальная панель — это прежде всего связи и встречи, — говорит она. — Кроме того, именно здесь заключается большинство покупок и сделок. Также лично для меня это возможность съездить на другой конец, возможность и узнать что-то ценное». 

— Александра, вы в международном жюри кинематографистов конкурса национальных школ «Лістапада-2015». По каким критериям обычно оцениваете фильмы и отбираете для дистрибьюции? 

— Я должна влюбиться в картину. За ней должен стоять сильный автор, который рассказывает глубокую интересную историю, благодаря которой мы сможем иметь более широкий взгляд на какую-то проблему. На «Лістападзе» есть два фильма, по которым, когда приехала, уже могла сказать, что программа прекрасная. Это «Побег из Риги», «16 зим до лета».

После краткой беседы Александра приступила к лекции. Всего здесь я насчитала более 25 человек. Больше молодых лиц, среди которых в основном продюсеры и режиссеры. Речь шла о дистрибьюторах и так называемых сэйлз-агентах, играющих сегодня не последнюю роль на кинорынке. Так, сэйлз-агенты (в их числе Александра) представляют интересы кинопроизводителей по всему миру, продают рецензию дистрибьюторам на время, права на прокат на телевидении, на показ на различных фестивалях. Если сделка проходит успешно, получают комиссию, а также процент от показа на кинофестивалях, в доле остается и производитель. Сэйлз-агенты благодаря своим обширным знаниям и контактам точно знают, кому конкретно предложить фильм. Выгодно работать с ними и покупателям (кинопрокату, ТВ, директорам фестивалей и др.) – фильм уже отобран из большого числа заявок, а значит, имеет хороший потенциал. 

Есть на рынке и дистрибьюторы, которые заботятся о прокате фильма на небольшой территории (отдельная страна или регион). Это самая прибыльная должность в мире, но и рискованная, ведь они покупают продукт, который может продаться или нет. Дистрибьютор платит производителю гарантированную сумму до начала работы, например, 1000 долларов, дальше самостоятельно несет расходы по подготовке демонстрационных материалов, копий на распространение в кинотеатрах и на фестивалях и тратит на это, предположим, 10 тысяч долларов. Через какое-то время сумма возвращается. Дальше начинается разделение полученной прибыли. 

ПРОДЮСЕР, программный директор фестиваля кино в Витебске «Паўночнае ззянне» Ольга Чайковская после лекции делится впечатлениями: 

— Очень познавательно послушать про то, как работает цепочка по продвижению, дистрибьюции в мире. В Беларуси рынка кино как такового нет, и сложно чему-то научиться. Поездить на такие панели есть возможность не у всех, в вузах этому не учат. 

Поддерживает Ольгу и продюсер, режиссер Митрий Соркин:

— Сама профессия сэйлз- агента покрыта завесой тайны. Многие занимаются производством фильмов и даже не подозревают, что есть мировые практики, когда ты можешь отдать половину работы тем, кто в этом разбирается. Ты можешь быть хорошим режиссером, но плохим продавцом. 

В будущем формат прошедшей индустрии должен перерасти в полноценную индустриальную панель на базе кинофестиваля «Лістапад» в сотрудничестве с партнерами из Европы, стран СНГ и Балтии, уверена координатор индустриальной панели ММКФ «Лістапад» Лизавета Бобрикова. Для производства качественного кинопродукта белорусам нужно четкое понимание, как это можно сделать, говорит она. Хотя подвижки в этой области есть, второй год подряд на «Лістападзе» работает конкурс национального кино. 

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter