Профессионалы турбизнеса займутся арифметикой

О проблемах и перспективах отрасли рассказывает генеральный директор «Беларустуриста» Ярослав НЕХАЙ
Развитие внутреннего, въездного туризма было провозглашено приоритетным еще 5 лет назад. Казалось бы, нет проблем: и природа у нас красивая, и достопримечательности имеются. Однако с цифрами в руках пока особенно похвастаться нечем. В прошлом году нашу страну посетило 67,5 тысячи туристов, а выехало на отдых за границу 514,6 тысячи человек (в 7,6 раза больше!). На рынке туруслуг работает около 650 фирм, но только треть предлагает наряду с Анталией и Черногорией отдых на Нарочи, остальные занимаются исключительно выездным туризмом. Почему?

О проблемах и перспективах отрасли рассказывает генеральный директор «Беларустуриста» Ярослав НЕХАЙ.

— Народ становится богаче и предъявляет более высокие требования к отдыху. Человек готов возиться с визами, несколько часов стоять на границе, только бы уехать туда, где не надо думать ни о тапочках, ни о мыле, ни о тараканах в тарелке...

— Наоборот, за последние 5 месяцев доходность от внутреннего туризма выросла. Если уже и в Могилеве в гостинице все меньше свободных номеров, значит, приток туристов увеличивается. А тараканы... Это, по–моему, не показатель. Я в Мадриде прожил почти 4 года и каждый день завтракал с ними. Хотя, конечно, согласен, не самая приятная компания...

— Традиционно считается, что белорусские курорты дороги, что за эти деньги лучше съездить в Болгарию, Крым, Прибалтику.

— Мы сейчас полностью меняем ценовую политику. До сих пор никто не занимался арифметикой — просто ломили цены на гостиницы. Нужно посчитать себестоимость, налоги и предложить приемлемую цену. И прибыль должна идти не от продажи одной путевки, а как минимум 100. До сих пор не существовало системы корпоративного сотрудничества. Что это значит? Вы мне предоставляете тысячу клиентов и получаете скидку в 20 — 25 процентов. Реализовывать туристические услуги нужно, как билеты в театр или горячие пирожки, — даже в подземном переходе, если понадобится. Но при этом следует привлекать новых партнеров, работать с предприятиями.

В Беларуси есть что посмотреть: удивительная природа, уникальные памятники. Все это нужно просто «завернуть» в красивую обертку и положить на блюдечко с голубой каемочкой, чтобы вы сразу получили полный объем информации. А то вот говорим — Августовский канал, а чем он интересен, как там можно отдохнуть, вам, к примеру, известно? Вот именно! Как говорят российские авторитеты турбизнеса: «Все знают Беларусь, но что в Беларуси — никто не знает». Поэтому сейчас мы очень оперативно проводим паспортизацию всех наших курортов. Планируем создать электронную систему обмена информацией: нажал кнопку — и знаешь, что в Солигорске санатории пустуют, а в витебской гостинице «Ветразь» 25 свободных номеров.

— Путешествовать в Беларуси можно, есть что посмотреть, но после любого путешествия хочется комфорта — горячего душа и вкусного ужина.

— Никаких проблем. Ну допустим, в гостинице на Браславах в душе ржавые трубы, но душ–то есть, горячая вода есть. Тапочки купим...

— А ржавые трубы — это, значит, нормально?

— На все нужны деньги, как вы не понимаете? И на рекламу, и на ремонт. Почти 70 процентов наших баз отдыха требуют реконструкции. И постепенно мы будем улучшать условия проживания. Чтобы в ванной комнате вы не поскользнулись на кафеле, чтобы там коврики лежали. Да, действительно, сегодня есть и ржавые трубы, и плохой кафель, плохое освещение, добитые кровати. Но и Москва не сразу строилась...

— Вступление Беларуси во Всемирную туристскую организацию отразится на притоке туристов?

— Если правильно себя позиционировать на туристическом рынке, можно привлечь инвестиции международного сообщества для развития белорусского туризма. Недавно был на Витебщине и видел огромный дуб — его четыре человека, взявшись за руки, не обнимут. Ведь уникальное дерево! А рядом гостиница разваливается... Сейчас мы привлекаем шведских инвесторов для реконструкции туристической базы. Вступление Беларуси во Всемирную туристскую организацию — это в первую очередь авторитет страны и инвестиции, возможность привлечь к себе внимание зарубежных коллег.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter