В Правительстве рассматривают новую госпрограмму развития транзитного потенциала. За пять лет предстоит увеличить доходы от транзита до полутора миллиардов долларов. Решение задачи простым не будет. Санкционный режим между Россией и ЕС сказался и на наших доходах от грузоперевозок. Но санкции не вечны. К тому же через Беларусь проходят два трансъевропейских коридора. Сполна ли мы используем эти преимущества? Очевидно, что нет. Ведь зарубежных перевозчиков и гостей надо обслуживать по высшему разряду. Здесь, как в пазле, должно сойтись все: быстрое таможенное оформление, качественные дороги, развитая сеть кафе, отелей, СТО. Особым пунктом в проекте программы прописано развитие логистических центров. По плану в 1,5 раза увеличится их площадь и объемы оказываемых услуг. Говорит министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак:
— По каждому виду транспорта свои подходы. Например, железнодорожный транспорт будет развиваться с учетом перевозок грузов между Китаем и Европой. В этом году выйдем на перевозку 78 тысяч контейнеров. Это значит, что в среднем через страну будут проходить два таких поезда в сутки. Еще 4 года назад был один поезд в неделю.
До 2020 года планируется построить и реконструировать более тысячи километров республиканских дорог. Это вдвое больше, чем за предыдущую пятилетку. Изменения ждут и законодательство. Меньше станет транспортных документов, необходимых для международных автоперевозок. Расширится использование электронного документооборота.
Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник обращает внимание еще на одно важное обстоятельство:
— Транзит — понятие сложное и многоплановое. Этот бонус нужно использовать разумно и продуктивно. Например, в Польше общий объем транспортных услуг на душу населения вдвое больше, чем у нас. Значительный доход полякам приносят личные, деловые и туристические поездки иностранных граждан. Почему бы и нам не делать на это ставку? Нужно заинтересовать туристов бывать у нас в гостях, а не только проездом в соседние страны.
konon@sb.by
Советская Белоруссия № 134 (25016). Четверг, 14 июля 2016