Проем в стене кирпичом не заложишь...

Уже несколько месяцев представителей рынка  светопрозрачных конструкций Беларуси лихорадит: с 1 января этого года их обязали сертифицировать работы и услуги по заполнению оконных и дверных проемов...

Оконщикам   открыли   двери,   но   установили   входной   контроль   качества

Уже несколько месяцев представителей рынка  светопрозрачных конструкций Беларуси лихорадит: с 1 января этого года их обязали сертифицировать работы и услуги по заполнению оконных и дверных проемов. Причины такого нововведения понятны – необходимо повысить качество монтажных работ. И первые результаты, к сожалению, подтвердили самые пессимистичные ожидания специалистов: многие строительные организации и индивидуальные предприниматели не то что не выполняют требования стандартов, но попросту с ними не знакомы. Смогут ли участники рынка вписаться в планы строительной отрасли — пока большой вопрос. Да и потребителей волнует: не выльется ли «сертификационное» напряжение в новый виток роста цен. С другой стороны, обычным кирпичом современный фасад уже не заложишь… 

И тут началось… 

На самом деле ввести обязательную сертификацию монтажных работ в Госстандарте намеревались еще с июля прошлого года. Однако на тот момент строительные организации сумели убедить всех и вся в своей неготовности к такому ответственному шагу. Как показала практика, за отведенные на подготовку полгода многие недалеко продвинулись в этом вопросе. С чем столкнулись организации, аккредитованные на проведение сертификации? По их оценкам, большинство участников рынка надеялись на то, что сертификация — временное явление. Мол, помучается с нами государство, поймет бесполезность этой затеи и бросит. Поэтому зачастую привлекались юридические фирмы, которые формально подходили к составлению документации. В результате проверяющие, выезжая на предприятия, не обнаруживали ни заявленного оборудования, ни необходимых инструментов. А если и находили, то нередко оно не состояло на балансе, то есть попросту было взято «у соседа» на время аттестации. «Переходящим» штатным атрибутом стали и квалифицированные строители, которые сегодня, как известно, в дефиците. «На сегодняшний день монтажные организации все же поняли, что позиция в отношении сертификации жесткая, — говорит заместитель директора РУП «Стройтехнорм» Наиль Ибрагимов. — Думаю, что задействованные экономические рычаги направят ситуацию в нужное русло, по-другому быть не может». По оценкам специалистов, по состоянию на конец марта более половины организаций, подавших заявки, уже прошли аттестацию. Для остальных дорога на тендеры и более-менее значимые объекты пока закрыта. Их целевая аудитория ограничилась небольшими частными заказами, но, возможно, ненадолго: ожидается, что к концу года будет введена сертификация услуг, оказываемых физическим лицам. К тому же в этом сегменте прогнозируется некоторый спад спроса. Потенциальные заказчики современных окон все больше заинтересованы в приобретении нового жилья, а часть проблем закрывается набирающей темпы реконструкцией и термомодернизацией. 

Структурный передел 

Уже сегодня эксперты говорят: сертификация монтажных работ станет главным фактором, влияющим на развитие рынка свето-прозрачных конструкций и в этом году, и на перспективу. Прежде всего изменения коснутся его структуры. На сегодняшний день основная доля окон и дверей, особенно из ПВХ-профиля, производится предприятиями малого бизнеса. Данные по прошлому году Министерство статистики пока не обобщило, однако с 2006 года расклад сил особо не изменился. Тогда на долю подсобных производств и компаний малого бизнеса пришлось 56 % выпуска стеклопакетов и 72 % — окон из ПВХ-профиля. В региональном разрезе доминанта малого бизнеса особенно очевидна. Например, в прошлом году в Брестской, Гродненской и Могилевской областях стеклопакеты производили исключительно малые предприятия и индивидуальные предприниматели. В то же время пройти сертификацию, как показала практика, легче крупным и средним компаниям. Малый бизнес менее подкован в техническом плане, да и удельная доля затрат на проведение процедуры оказывается более весомой. Ситуацию отчасти усугубляют и сами производители. Их инициативы хватает лишь на то, чтобы пригласить специалистов, однако выяснить требования стандартов и попытаться устранить недостатки удосуживается далеко не каждый. Все это влечет дополнительные временные и материальные затраты. 

Издержки нормотворчества 

В дискуссию по поводу целесообразности введения сертификации монтажных работ сегодня уже мало кто вступает, хотя этот шаг и вызвал неоднозначные трактовки. Ведь потребительские свойства окна на 80 % зависят от качества монтажа оконного блока в стеновом проеме. Поэтому с главным обоснованием процедуры сертификации поспорить трудно: требования к качеству надо соблюдать. Другое дело, что и в строительной отрасли в целом, и в отдельных ее сегментах с нормами и правилами, определяющими эти требования, дела обстоят зачастую просто плачевно… «По многим аспектам, связанным с производством и установкой светопрозрачных конструкций, у нас не существует ни одного нормативного документа», — говорит заместитель директора Института БелНИИС Николай Сучков. При внимательном изучении имеющихся стандартов оказалось, что закрыты по большей части лишь вопросы, связанные с окнами. Отдельные нормативные документы регулируют производство стекла, профилей — с участием самих производителей они постепенно совершенствуются. И абсолютно открытым с точки зрения норм остается проектирование. «По опыту строительства последних лет мы видим, что ни одна проектная организация не способна четко, однозначно и грамотно спроектировать современные прозрачные конструкции», — констатирует Николай Сучков. В качестве выхода специалисты предлагают изучить зарубежный опыт, обобщить наработки ведущих белорусских компаний — производителей конструкций и в самое ближайшее время подготовить и принять документы, позволяющие грамотно проектировать объекты. Сегодня при отсутствии этих норм нередко возникают ситуации, когда никто из участников процесса производства и установки светопрозрачных конструкций не может грамотно обосновать для заказчика правильность принимаемого решения. В результате сам заказчик определяет сумму, в которую надо вписаться, и за свои деньги получает себе проблемы. При этом формально он не может выставить претензии ни одной организации-подрядчику. 

Ситуация, которая сложилась сегодня в строительном нормо-творчестве, вызывает непонимание со стороны крупных участников рынка. Внедрять в производство нормы и правила им приходится, руководствуясь опытом европейских стран. Там, кстати, уже давно все просчитано и обосновано многолетней практикой. Отдельные белорусские специалисты почему-то кивают на разницу в климатических условиях и другие специфические особенности. Тезис более чем спорный, ведь наши ближайшие соседи ушли далеко вперед в производстве и применении светопрозрачных конструкций. Да и ведущие белорусские производители уже имеют что сказать на этот счет, руководствуясь собственной практикой. В том числе и по поводу монтажа, вокруг которого разгорелись такие нешуточные страсти. Как показал опыт, ТКП (технический кодекс практики), регламентирующий заполнение оконных и дверных проемов, нуждается сегодня в серьезной доработке. РУП «Стройтехнорм» планирует начать подготовку проекта новой документации уже в июле этого года, и действующие участники рынка имеют возможность поделиться накопленным опытом. Чтобы не получилось в конечном итоге, что свои интересы пролоббируют поставщики дорогих импортных материалов, и в результате цены на услуги не-обоснованно пойдут ввысь. 

Законы саморегуляции 

Считается, что рынок свето-прозрачных конструкций сегодня практически не регулируется государством, хотя отдельные решения влияют на него очень серьезно. И не исключено, что в какой-то момент включится некий саморегулирующий механизм. Например, в сегменте малого бизнеса может произойти разделение на производителей и дилеров, оказывающих услуги по монтажу. Сегодня такая тенденция активно набирает обороты в России, и местные эксперты склонны оценивать ее как положительно влияющую на качество работ. 

Тесная взаимосвязь сегмента рынка, связанного с заполнением оконных и дверных проемов, с темпами возведения зданий и сооружений очевидна. Если в прошлом году объем рынка свето-прозрачных конструкций составил, по оценкам, около 2,2 миллиона квадратных метров, то в ближайшие годы он может увеличиться в несколько раз. Это хороший шанс для работающих в этой области компаний… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter