Студенты БНТУ — о своих работах и будущем архитектурной школы

Проекты для людей

Как будут выглядеть наши города и села в ближайшем будущем, полностью зависит от них — лучших студентов архитектурного факультета БНТУ. А еще от их преподавателей, перед которыми Президент в день 100-летия вуза поставил важную задачу — воспитать поколение патриотов. Любопытный факт: 70 процентов учащихся на факультете — девушки. Поэтому неудивительно, что и награды крупных республиканских конкурсов и всевозможных стартапов в этом году достались представительницам прекрасного пола. Мы познакомились с некоторыми из них, чтобы узнать, какие проекты им уже удалось реализовать.


Их взгляд на мир

Свою первую серьезную работу — проект городского парка и детской площадки в Солигорске — нынешняя пятикурсница Юлия Анищик начала еще на третьем курсе. Решила поучаствовать в конкурсе, объявленном «Беларуськалием». Трудилась не в одиночку. Задействована была целая команда. Три создателя, скульптор, художник по металлу, кузнецы — только над творческой идеей работало около десяти человек. А еще строители, руководство калийного гиганта и местные власти. Выполнить проект, вспоминает Юлия, удалось очень быстро:

Юлия Анищик
— Здорово, что у нас, студентов, уже во время обучения есть возможность реализовать свои задумки. Когда еще даже не получил диплом, но перед собой уже видишь сделанную собственными руками игровую площадку, по которой бегают дети, это воодушевляет создавать нечто новое, а не просто чертить в стол.

Кстати, заниматься проектом Юлия Анищик вместе с еще одной его создательницей Елизаветой Кулиненок согласилась случайно. Но в итоге именно эта работа перевернула Юлино понимание профессии. Утро для студенток начиналось с планерки у строителей:

— Мы сами ездили на склады, выбирали материалы. Дневали на самой площадке, наблюдали за ходом строительства, за тем, чтобы все возводилось именно так, как мы задумали. Было очень приятно, что к нам прислушивались, хотя мы девочки, да еще и молоденькие.

За основу девушки взяли сказку о Курочке Рябе. Цель была воспитательная: сделать так, чтобы ребенок, играя на площадке, мог эту сказку вспомнить и пересказать. В центре установили металлическую конструкцию в виде главной героини сказки, а возле нее — большую деревянную сырную стенку. В одну из дырочек поместили фигуру мышки-норушки, которую выполнил скульптор Павел Войницкий.

— Мы ушли от пластика, от каких-то неестественных цветов, — замечает Юлия, — поскольку считаем, что ребенку не нужна ярко-красная горка или ярко-синие качели. Ему нужно пространство, в котором захочется побегать-попрыгать, изучить мир. И он должен видеть все, что его окружает… Детей на открытии было больше, чем площадка могла вместить.

Интересуюсь, какие эмоции студентки испытали, когда увидели результат своей работы:

— Они ни с чем не сравнимы. Наши преподаватели нас научили: нужно делать не для себя, а для людей. Видеть радостные лица тех, кто пользуется тем, что ты сотворил, — это самое дорогое и ценное в нашей профессии.

Создавая настроение

На архитектурном факультете БНТУ уже который год действует творческое объединение «АРХидея», в его состав входят ребята с разных курсов и кафедр. Руководит ими шестикурсница Анна Зенько. Ребята занимаются не только оформлением фасадов зданий, сооружений, но создают муралы. Оговоримся сразу, эти изображения отличаются от тех уличных «граффити» (все же назовем это словом «мазня»), которых в последнее время на улицах стало полным-полно. Заместитель декана архитектурного факультета Наталья Шуляковская называет главное отличие: муралы должны создавать настроение.

— Все надписи, которые делают архитекторы, жизнеутверждающие. А создать среду с настроением, ощущение праздника, зарядить атмосферу — это очень важно. Наши ребята каждое лето выезжают в Любчу, Крево, другие места, работают как реставраторы. Добровольно и бесплатно.

Так, будущие архитекторы трудились и над муралами в «Зубренке», которые стали подарком к пятидесятилетию лагеря. Ход работы курировал сам министр образования. А работу отметили на республиканском конкурсе «Волонтер года — 2020».

— Перед нами стояла задача расписать три стены общей площадью более 200 квадратных метров, — вспоминает пятикурсница Карина Капункина. — Справились. Высотой мурал получился в три этажа. Вышло, по-моему, красиво.

Карина Капункина.

— Стену расписывали аж 16 дней. И днем, и ночью. Осознавали масштаб и боялись не успеть, — вторит подруга Карины четверокурсница Кристина Осмоловская. — Впрочем, когда приступили к работе, сплотились и все делали сообща. Поэтому наши опасения не оправдались. Получилось даже быстрее, чем планировали.

В итоге руководству лагеря так понравилась работа студентов, что ребят попросили разрисовать еще одну стену. Второй мурал ребята сделали в еще более сжатые сроки — за пять дней. А потом и третий.

— С ним возникли сложности, — говорит Кристина. — От стены шел крутой уклон, поэтому руководству лагеря пришлось безопасности ради предоставить нам специальную технику. Вдобавок июнь, жара… Но при этом к нам часто подходили дети. Говорили, насколько выходит красиво. И это была такая поддержка, благодаря которой мы и не думали останавливаться.

— А кто-то даже нам помогать пытался, — дополняет Карина, — но мы не разрешали, потому что наша работа была достаточно ответственной. Самое интересное в расписывании мурала — это динамика. Каждое утро ты приходишь и видишь, насколько за день удалось продвинуться. Это заряжает.

Муралы в «Зубренке», кстати, стали своеобразной рекламой творческого потенциала «АРХидеи». Команду пригласили сделать фотозону в 15-й минской гимназии, а затем в одной из осиповичских школ. Только вот пока планы приходится корректировать из-за пандемии коронавируса.


Архитекторы души

По словам заместителя декана, заявки на различного рода студенческие проекты на факультете всегда есть. Поэтому и времени расслабляться у будущих архитекторов немного.

— Откликаются ребята активно, потому что, как правило, благодаря подобным работам студентов будущие работодатели и замечают. Проектировать начинают на втором курсе. А к третьему становятся уже оперившимися архитекторами, которые, хлебнув практики в Любче или понюхав краску в «Зубренке», могут себя полноценно проявить и показать, на что способны.

Недаром мы были и остаемся ведущей архитектурной школой в стране. Нет ни одного проекта, который бы мы просто положили на полку. Потом наши студенты идут работать в проектные организации, головные институты… Зарплаты у архитекторов всегда достойные, и профессия сегодня модная и престижная.

— Университет дал нам возможность воплотить свои идеи в жизнь, и это просто здорово, — говорит студентка Екатерина Ульянова, победительница одного из стартапов БНТУ.  У нас в Беларуси есть только одна компания, которая занимается макетами, и я подумала: а университет чем хуже? Тем более что студенты — это люди, которые чаще всего работают ради идеи. И когда они видят ее реализацию, это приводит в восторг.

Екатерина Ульянова.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Армен Сардаров, декан архитектурного факультета БНТУ:

— Одна из наших важнейших задач — это не только подготовка специалиста, но и воспитание гражданина, человека. С его личным мнением, убеждениями и волей. Об этом на 100-летии БНТУ как раз и говорил Президент. И эта задача складывается из множества деталей. Для студента это не просто возможность прийти на лекцию, посидеть, записать, а потом ответить на экзамене. Нет. Это еще и общение с преподавателем, который покажет личный пример, расскажет о наших предшественниках — архитекторах 1930-х, 1940-х, 1970-х годов. Все для того, чтобы студенты чувствовали, что они живут не в каком-то изолированном пространстве, а в стране, в которой уважают традиции, где знают хороших архитекторов, учатся у них. Я считаю, это ключевой момент в образовании. Мы постоянно обращаемся к нашим предшественникам, тем, кто создавал белорусскую архитектурную школу. В дни празднования юбилея вуза, к примеру, трем нашим кафедрам были присвоены имена выдающихся белорусских архитекторов прошлого века, чтобы студенты знали и помнили, что существует преемственность и уважение к прошлому. Ведь смысл не в том, чтобы показать ученику что-то пальцем, а в том, чтобы он сам нашел в себе эти черты, это понимание.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter