Продвижение по службе

Безопасность укрепит новая программа

СЛУЖАЩИЕ Сморгонской пограничной группы задержали на днях семерых нелегалов, стремившихся сменить родной Кавказ на Западную Европу. До черты, отделяющей Союзное государство Беларуси и России от Евросоюза, оставалось всего 800 метров, однако нарушители, благодаря мастерству и бдительности белорусских пограничников, преодолеть их так и не смогли. И вместо лагеря беженцев в Литве до выяснения всех обстоятельств оказались в изоляторе временного содержания.


Таких случаев тут помнят немало. 242 километра внешних рубежей Союзного государства составляют зону ответственности Сморгонской погрангруппы. Это и «просто» граница, пролегающая по лесам, лугам, болотам. И пункты пропуска с напряженным движением автомобильного, железнодорожного транспорта. Через Сморгонский участок пролегает так называемый Калининградский транзит — кратчайший путь, связывающий Россию с ее западным анклавом. Только пассажирских поездов, в основном скорых, в сутки проходит несколько пар: Москва — Калининград, Санкт–Петербург — Калининград... В каждом — по 15, а то и 20 вагонов. Грузовых фур и легковушек и вовсе не счесть. И пассажир каждого вагона и автомобиля, сами транспортные средства и грузы требуют внимания пограничников.


Начальник погрангруппы полковник Владимир Лявда определяет ситуацию как динамичную. Растет количество автотранспорта, пересекающего границу, оно существенно выше расчетной пропускной способности. Вместе с тем только в прошлом году пограничники выявили 1500 нарушений законодательства, задержали 22 килограмма наркотиков. 5 килограммов выявлено уже в нынешнем году.


— Граница закрыта для перемещения международными преступными группировками оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов, — говорит офицер. — При этом мы прекрасно понимаем, что за нами не только Беларусь, но и Россия. И всякое преступление одинаково решительно пресекаем вне зависимости от того, какая страна является конечной целью отправителей наркотиков или оружия.


Соответственно и обустройство общей внешней границы братские страны под эгидой Союзного государства ведут сообща. Владимир Лявда приглашает посмотреть, что уже сделано. Начинать пришлось фактически с нуля, ведь при СССР административные границы между союзными республиками были достаточно условны. А что сейчас? Заходим в добротное кирпичное здание. Владимир Лявда приглашает в просторные, оборудованные всем необходимым служебные кабинеты, комнаты отдыха с удобными деревянными кроватями в один ярус. Тут же уютная столовая и даже спортивные тренажеры. В подвале — стрелковый тир.


— Личный состав доволен, — подытоживает Владимир Лявда. — В таких условиях стыдно плохо нести службу.


А как насчет жилья? Старшина погранзаставы Евгений Лукашевич приглашает в гости. Месяц назад жена Катерина подарила ему дочку. Сын хотя еще маленький, но уже с гордостью примеряет отцовскую фуражку. Семья живет в уютной трехкомнатной служебной квартире. Для офицеров и прапорщиков здесь построены за счет бюджета Союзного государства два восьмиквартирных дома.


Много перемен и на самой границе. К примеру, выявить нелегалов в скором поезде, где за 15–20 минут надо проверить сотни людей, теперь помогают мобильные автоматизированные рабочие места, проще говоря, переносные компьютеры. Они позволяют «пробить» подозрительного путешественника практически по любой базе, даже если предъявлен паспорт какой–нибудь диковинной страны. И это лишь малая часть современного оборудования, находящегося на вооружении пограничников.


— Но никакая техника не заменит пограничнику собаку, — категоричен Владимир Лявда.


В Сморгонском кинологическом центре убеждаемся: преувеличения в этих словах нет. При условии, если собака с рождения попадает в такие умелые и заботливые руки, как у начальника центра подполковника Геннадия Гуцу и его подчиненных. Среди них, к слову, немало девушек, которые находят общий язык даже с самыми своенравными псами.


— На подготовку хорошей служебной собаки уходит от полугода до полутора лет, — поясняет Геннадий Михайлович. — Тесно сотрудничаем с российскими коллегами, обмениваемся собаками. А начинали с того, что построили по программе Союзного государства вольеры для животных.


Все у кинологов организовано по науке. Щенкам, например, каждый день дают свежий творог и яйца. А взрослой собаке на сутки выделяется килограмм мяса. Сбалансированное по всем показателям питание готовится на специальной кухне. В ветеринарном отделении овчарки терпеливо переносят и УЗИ, и рентген, и снятие налета с зубов. Ну а какова отдача? Девушки–инструкторы показали, как их питомцы умеют по команде идти рядом, лежать, ползти и даже считать. Они безошибочно находили закладку с наркотиком или взрывчаткой в самых укромных уголках автобуса или железнодорожного вагона. Не обращая внимания на стрельбу из автомата, взрывы шумовых гранат и бандитские ножи, овчарки смело бросались на «преступников». И только толстые защитные костюмы спасали тех от острых собачьих клыков. В реальной же ситуации у нарушителя шансов уйти практически нет, утверждают специалисты кинологического центра. Вместе с питомцами они по первому сигналу выезжают на задержание настоящих нарушителей границы или других преступников.


Сейчас Беларусь и Россия реализуют очередную программу, направленную на дальнейшее укрепление пограничной безопасности Союзного государства. За 2012–2016 годы в Беларуси предполагается использовать около миллиарда российских рублей, сделав акцент на сооружение новых пограничных объектов и повышение технической оснащенности общих внешних рубежей.


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter