Продвинутые студенты в метро не ездят?

«Золотая» молодежь в своем репертуаре
Джип, костюм с претензией на «Версаче», швейцарские часы «Вашерон Константин», у некоторых даже личный шофер... Кажется, у этих студентов есть почти все. Кроме университетского диплома. «Золотая» молодежь в своем репертуаре. Хотя сами они жутко не любят этого щегольского эпитета, но как иначе назвать этих молодых людей? «Мы — яппи, — осторожно поправляют они. — Так сейчас называют преуспевающих молодых людей, которые стремятся сделать карьеру и добиться высокого положения в обществе».

Драйв — это кайф

Алексей — типичный яппи: днем — прилежный студент–экономист одного из минских коммерческих вузов, вечером — рубаха–парень на черном «бумере», который он получил в подарок от родителей на свое совершеннолетие. Адреналин, скорость и экстрим — его любимые словечки. Большую часть денег, которые зарабатывает на фирме у отца, Леша тратит на бензин и тюнинг для БМВ: тонировка, хорошая музыкальная система, красивый номер (за 200 тысяч рублей можно официально выбрать себе госномер, за миллион — выгравировать вместо цифр свое имя). «Отец убьет, если узнает, что я вытворяю за рулем, — признается он. — Давай прокатимся по ночному городу, я покажу, как не надо ездить».

Утопаю в кожаном салоне, БМВ плавно набирает скорость, колонки разрываются от басов «Рамштайна». На одном из перекрестков рядом с нами останавливается «Хонда». Ее водитель всячески демонстрирует, что не прочь посоревноваться. Принимаем вызов. Загорается желтый сигнал светофора... Вперед! Визг шин, двигатели набирают обороты, и некоторое время по пустынной улице две машины идут ноздря в ноздрю, наконец мы с победным ревом обходим соперника. Стрелка спидометра показывает около 180 км/час...

— Кайф! — выдыхает Леша. — Будет что пацанам рассказать.

А пацаны давно нас ждут в условленном месте. В стенах университета они мало чем отличаются друг от друга. Но стоит выйти за порог вуза, и вот кто–то спешит к ближайшей станции метро, а другие разъезжаются на «Мерседесах».

Меняю диплом на «Мерседес»

Взять хотя бы факультет международных отношений БГУ. Найти место для стоянки на узенькой улочке около него, кажется, даже сложнее, чем у Дома правительства. Она запружена, несмотря на запрещающие знаки, лучшими экземплярами немецкого автопрома стоимостью минимум в полтора десятка тысяч долларов каждый: «глазастый» «Мерседес», одна из последних моделей БМВ, «Фольксваген–Пассат» представительского класса. Можно подумать, что они принадлежат бизнесменам. Нет! Их владельцы — скромные студиозусы.

Среди самых популярных молодежных иномарок — японские «Хонды», стильные «Альфа–Ромео» и, разумеется, БМВ, которые уже давно никто не называет «боевой машиной вымогателей». Как это ни удивительно, но девушек с авто куда больше, чем парней. Кто–то объясняет эту диспропорцию тем, что богатые мужья или любовники чаще раскошеливаются на дорогой подарок возлюбленной. У молодых преуспевающих мужчин модно иметь юную содержанку.

Я установил — из рассказов студентов, — что в 90 процентах случаев студенты колесят на папиных автомобилях. Однако есть и те, кто заработал на «тачку» сам. Как, например, Игорь по кличке «Рам». «Своей машиной больше дорожишь, — считает этот владелец «Хонды». — И вообще, главное, кто за рулем, а не какая у него машина. Ведь можно ездить на «Запорожце» и быть душой компании».

Сегодняшние яппи едва ли не первое поколение совершеннолетних, которое выросло в посткоммунистическую эпоху с мобильником в кармане и ноутбуком на коленях. Для него автомобиль уж точно не роскошь, а... ну словом, то же, что телевизор на тумбочке в зале или компьютер в офисе. Андрей, студент факультета международных отношений БГУ и внук в прошлом высокопоставленного чиновника, уже не представляет городскую жизнь без своей «Ауди–80». «Сегодня, например, мне нужно было побывать на работе, сдать диплом, висело еще полдесятка нерешенных дел, — перечисляет он. — На машине управился за час, а на общественном транспорте полдня бы убил».

— Ну ездят студенты на иномарках, и ничего плохого я в этом не вижу, — пожимает плечами декан факультета международных отношений БГУ Александр Шарапо. — Если благосостояние родителей позволяет, почему бы и нет? Впрочем, очень дорогие машины класса «Бентли» я здесь ни разу не видел. Хотя вряд ли кто–то бы отказался от такого подарка. Насколько студентам нужно авто? Думаю, старшекурсникам без них уже не обойтись, ведь сейчас темп жизни совершенно другой, чем лет 15 назад: после лекций они мчатся в другой конец города на работу, потом — в библиотеку, интернет–клуб... Например, в университете Бохума в Германии, где я был, тысячи студентов приезжают на занятия на машинах. Вот посмотрите, через пару лет так будет и в Минске.

Береги авто смолоду!

Вечерами же минская «золотая» молодежь сменяет деловые костюмы на клубные футболки и потертые джинсы и выезжает на большую дорогу. Вот уж где торжество безумия и эпатажа! К примеру, высовываются по пояс в люк и отвешивают нелепые комплименты девушкам, при этом управляя автомобилем... одной ногой; могут вихрем пронестись по кольцевой на мотоцикле с обнаженной спутницей за спиной или еще того хлеще — стянуть штаны и в полуоткрытое окно машины продемонстрировать изумленной публике оголенные ягодицы... Но все эти нудистские безобразия — цветочки по сравнению с настоящими развлечениями автомобильной тусовки.

Кроме пресловутых нелегальных уличных гонок, которые, кстати, проводятся и сейчас, в большой моде игра «Схватка». Правила сколь незатейливы, столь же и опасны. Во что бы то ни стало нужно оказаться первым в назначенном месте. Машины мчатся с бешеной скоростью через полгорода, нарушая все существующие правила дорожного движения. Не секрет, что все решают большие денежные ставки. А мотоциклисты на проспекте Независимости разгоняются больше сотни километров в час и поднимают байк на заднее колесо. Эффектно? Еще бы! На рев «Сузуки» восхищенно оборачиваются девушки, вслед завистливо глядят парни. Увы, остановить его после такого маневра не всегда удается без последствий. С начала года уже погибли больше 30 мотоциклистов, в основном молодые люди.

Публика посолиднее забавляется перетягиванием канатов... на джипах. Или нарочно заезжает в болото, проверяя проходимость своего внедорожника. Обычно срабатывает золотое правило автомобилистов: чем дороже джип, тем дальше бежать за трактором...

Сотрудники ГАИ обо всех модных автомобильных развлечениях модной молодежи знают не понаслышке. Благо трагедии чаще удается предотвратить. К примеру, в минском микрорайоне Шабаны после того, как туда зачастили стритрейсеры, установили «спящего полицейского». «Встречались мы и с байкерами, и с уличными гонщиками, предлагали помощь в организации легальных соревнований, — рассказывает начальник отдела дорожно–патрульной службы УГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Корзюк. — Очевидно, что молодежи нужно «выпустить пар». Но порой парни умножают мощность автомобиля на собственную глупость, в результате случаются страшные аварии. Нарушителей штрафуем нещадно, отбираем права, завели базу данных самых злостных. Словом, церемониться не намерены, пусть ходят пешком, если не хотят ездить по правилам».

По статистике, каждая восьмая авария случается именно по вине неопытных водителей. Буквально неделю назад рано утром на улице Есенина в Минске парень на БМВ 5–й серии врезался в столб. Машина восстановлению не подлежит. 20–летний водитель, к сожалению, погиб, его друзья–сверстники оказались на больничной койке. В Барановичах несколько месяцев назад пятеро крутых парней тоже разогнались на «бумере» — и врезались со всего маху в автобус. Трое из них не выжили.

Раньше единицы владели автомобилями, а «Жигули» были несбыточной мечтой любого нормального студента. Но тогда и скорости были другие, и аварии случались не так часто. «Лично я купил свою первую машину — «копейку» — еще студентом, с ней прошел огонь, воду и медные трубы, — вспоминает председатель Белорусской автомобильной федерации Анатолий Шевченко. — Трижды побывал в аварии, а как–то перед экзаменом произошел презабавный случай. Преподаватель вписался в мою «копейку», ГАИ решили не вызывать. Я, разумеется, его предмет не учил, а он, когда пришла моя очередь отвечать, деликатно вышел из аудитории. В результате — «незачет»... А вообще–то дорогой автомобиль для молодого водителя сродни мышеловке: станет как вкопанный посреди дороги, и не будешь знать, в чем причина. Ведь многие «чайники» даже не в курсе, куда нужно заливать бензин».

Модные молодые люди на машинах — это, в общем, неплохо. Есть стимул добиваться чего–то большего, держать марку. Опять же, общество становится мобильным и динамичным. Конечно, вызывают смех те, кто уныло, как пономари, талдычит, что у «молодежи нет перспектив», что «люди у нас нищенствуют» и т.д. Но «Мерседесы» у студентов — это тенденция, которая просит не сплошных аплодисментов, а серьезного анализа и раздумий. Все ли хорошо, что легко дается? Что сможет в жизни незакаленная молодежь? Хорошо ли для нравственного здоровья общества, когда одни носятся в подаренных «Хондах», а другие ездят в метро? И вообще — кто через 10 лет будет точить гайки, болты, молотить рожь, если все станут дипломированными специалистами, по преимуществу гуманитариями?

Есть желающие обсудить мой репортаж, своеобразную картину с натуры?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter