Для обеспечения потребностей населения у нас производится достаточно овощей. Почему не всегда они есть в магазинах?

Продвинуть «борщевой набор» на прилавки

В этом году в хозяйствах всех категорий (с учетом населения) ожидается около 5,8 миллиона тонн картофеля, 1,8 миллиона тонн овощей, 720 тысяч тонн плодов и ягод. В том числе в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах планируют получить примерно 900 тысяч тонн картофеля (на уровне прошлого года), 631 тысячу овощей (112 процентов), почти 170 тысяч тонн плодов и ягод. Урожай арбузов — более 4 тысяч тонн. Такую статистику озвучил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун во время семинара по развитию овощеводства, который прошел на базе ОАО «Василишки» Щучинского района. Правда, одно дело — вырастить витаминную продукцию, другое — сохранить ее и реализовать. Именно эта тема стала одним из лейтмотивов встречи наряду с актуальными проблемами овощепроизводителей: технологическими особенностями возделывания картофеля, применением органоминеральных удобрений для внекорневых подкормок, необходимостью капельного полива, логистикой и маркетингом.

На демонстрационном поле — отборные сорта и гибриды овощей.

Урожай, который ежегодно собирают отечественные аграрии, способен удовлетворить республиканские потребности. Есть и свободные ресурсы для реализации на экспорт. Только вот на прилавках не всегда удается отыскать белорусский картофель, лук, чеснок, другие овощи, а также уродившие в этом году арбузы. И ведь если бы не было спроса со стороны покупателей. Но он есть. Да и цена на наши свеклу и морковь, те же арбузы ниже, чем на привозные. Фермеры и представители сельхозпредприятий расставляют точки над «і»: нравятся людям наши овощи, только вот спросом у торговых сетей они не пользуются. И поясняют почему: на прилавки пробиться почти невозможно. Если на привозные овощи цена может быть повышена в несколько раз, то на отечественные гораздо скромнее. Значит, выручка меньше. Сигнализирует о трудностях реализации ОАО «Радостовский» Дрогичинского района, КФХ «НикитаАгроОвощ» Берестовицкого района. За кило арбузов в хозяйствах просят 25—50 копеек. Торговля брать не хочет. Зачем им продавать так дешево, если можно реализовать импортные по 1,5 рубля и заработать? Наши производители уверены: неправильно, что в магазинах есть место для херсонского, астраханского арбуза, а для белорусского нет.

Наболевшим поделился директор КФХ «ДжерАгро» Мостовского района Андрей Хоха, который в этом году собрал один из самых больших урожаев арбузов в стране. На 10 гектарах вырастили около 500 тонн сладкой ягоды. Свыше 300 тонн реализовали. 200 тонн до сих пор лежат на бахче: крупным торговым сетям ягода неинтересна. К слову, выращенные на Мостовщине арбузы нахваливали все дегустаторы на выставке. А торговая сеть, недоумевает глава хозяйства, именно их вернула.

— Есть примеры успешного маркетинга, — говорит Андрей Хоха. — В Гродно фуру моих арбузов две торговые сети продали за четыре дня. В поселках Россь, Красносельский Волковысского района тонну ягоды продают за день. На каждом арбузе размещаю логотип как знак качества. Мне за свой товар не стыдно. Хочу, чтобы как можно больше белорусов о нем узнали и покупали именно его. А при существующем раскладе белорусский производитель не защищен. Поставляю фуру, а мне ее полной возвращают, мол, вкусовые качества не те. И ведь ничего не докажешь. В итоге несу большие затраты.

Поддерживает коллегу глава КФХ «Ивит-Агро» Гродненского района Иван Васин:

— Не раз пытались договориться с торговыми сетями. Но безрезультатно. Они выдвигают нам невыгодные условия, с большими отсрочками платежей. Хотя с иностранными контрагентами работают по предоплате и наверняка без отсрочек.

Не имеет особых проблем со сбытом тот, подчеркивают собеседники, у кого развита своя фирменная сеть или кто поставляет товар на экспорт. Возникает парадоксальная ситуация, когда выращенное у нас с трудом доходит до белорусского покупателя, при этом в доступе у иностранного. Вместе с тем выбор отечественной овощепродукции более чем достойный.

— За последние годы значительно расширился ассортимент выращиваемых овощных и плодово-ягодных культур, насчитывается более 40 наименований. В Госреестр включено 184 сорта картофеля (различного целевого назначения), 53 сор­та отечественной селекции, более 2,6 тысячи сортов овощных и бахчевых и 432 плодовых и ягодных культур. Популярным становится выращивание арбузов. Площадь посадки в 2019—2020 годах достигла 72 гектаров. Качество нашей ягоды выше, чем привозной, в ней нитратов в три раза меньше допустимой нормы, — добавляет Владимир Гракун.

Доктор сельскохозяйственных наук Александр Аутко подчеркивает, что из года в год при возделывании снижается пестицидная нагрузка на овощные культуры, создается передовая техника, внедряются новые технологии. При этом беспокойство вызывает рост импорта. Если в 2005 году поставки овощей достигали 68 тысяч тонн, то в 2020-м — почти 200 тысяч тонн. Растет импорт арбузов: с 4,4 тысячи тонн в 2007 году до 32 тысяч тонн в прошлом. Ученый резонно отмечает: если не создадим в республике прочную систему продажи отечественной плодоовощной продукции, то через несколько лет ее импорт станет необходимостью.

Успехи отечественной селекции представлены на демонстрационном поле в Щучинском районе. Различные сорта и гибриды лука, моркови, свеклы, капусты. Овощи крепкие, вида отменного. Производители из всех регионов страны готовы поставлять продукцию в хорошем виде до нового урожая. Условия для этого есть. Построены овощные хранилища на 160 тысяч тонн, для закладки плодов — на 108 тысяч тонн и почти 800 тысяч тонн, рассчитанных на картофель.

Наши климатические условия пригодны для возделывания разных сортов капусты.

Необходимость оперативно решить проблему поставок белорусских овощей на прилавки магазинов продиктована еще одним обстоятельством. Планируется, что с будущего года овощи в стабфонд будут закладываться только для нужд бюджетных организаций. И от того, насколько активным будет маркетинг со стороны наших производителей и насколько заинтересуются товаром торговые сети, зависит в конечном итоге широта ассортимента овощей с белорусских полей. Долгосрочные договоры на поставку продукции в стабфонды и для реализации в магазинах производители и торговля планируют заключить уже в текущем году.

Начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Михаил Жигало подчеркивает: бизнес не снимает с себя социальной ответственности по обеспечению населения отечественной продукцией:

— Внутренний рынок — в приоритете. Попробуем в этом году поработать с нашими фермерами и сельхозпредприятиями по долгосрочным договорам. Есть еще предложение продавать овощепродукцию на Белорусской универсальной товарной бирже. Торговые сети этот механизм готовы опробовать.

Участники семинара выдвигали и другие предложения для изменения ситуации: от введения пошлины на импорт в период урожая до внесения арбузов в обязательный ассортиментный перечень. Главный лейтмотив — порядок реализации овощей надо выстраивать не сверху вниз, а снизу вверх. От производителя до торговых сетей. А пока хромает система торговли, наш картофель предприимчивые белорусы активно вывозят за пределы страны. При таком раскладе торговля и производитель, возможно, и останутся при своих интересах. А потребитель?

КОМПЕТЕНТНО

Андрей НОВИКОВ, первый заместитель председателя правления Белорусской универсальной товарной биржи:

— С помощью биржевых торгов можно наладить регулярные поставки отечественной овощной продукции в торговые сети. Тем более многие сельхозпредприятия аккредитованы у нас и знакомы с особенностями проведения торгов. Начинать нужно с чего-то простого: картофеля, капусты, моркови, которые можно стандартизировать, описать и внести в электронный каталог. Добавлю, что сейчас на бирже на внутренний рынок продаются белорусские вишни, персики, сливы. Уже совершены три сделки на общую сумму 1,64 миллиона рублей. Биржа готова содействовать в организации торгов овощепродукцией, но важно, чтобы от торговых сетей поступали заявки на покупку. Что касается помощи сельхозпредприятиям и фермерам, то обучение и сопровождение будут им с нашей стороны гарантированы. Программное обеспечение для работы на электронной торговой площадке и ключи электронной цифровой подписи предоставляются бесплатно, а биржевой сбор оплачивается только по факту заключения сделки.

veselukha@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter