Продукты воспитания

Детей нередко кормят просроченными продуктами, недокладывают мясо и перекармливают макаронами. А ведь за питание платят не только родители, но и государство из бюджета. Какие нарушения выявил Комитет госконтроля в школьных столовых страны, как кормят детей за рубежом и какие существуют пути налаживания нормальной схемы работы?

Фото Павла Чуйко

Высшая математика порций

Около миллиона детей ежедневно питаются в школе, почти половина из них за счет государства, на что в год уходит около 135 миллионов рублей бюджетных дотаций. Двадцать минут обеденной перемены, и гора тарелок с макаронами и котлетами возвращается обратно на кухню. Подобную картину можно увидеть нередко. Родительские и бюджетные деньги улетают в помойный бак, а дети мчатся на переменке в соседний магазин за чипсами. 

Гродненская гимназия № 10 первой в области решила сломать стереотипы и перешла на шведский стол. Директор Елена Зинчук считает, что альтернативная система питания полностью себя оправдала: цена свободного меню кардинально не отличается от стандартного, но есть возможность выбирать от четырех до шести вариантов блюд. Перейти на новую схему позволила реконструкция пищеблока, на что в минувшем году из бюджета было выделено около 7 миллиардов неденоминированных рублей. 

— С прошлого учебного года 18 школ в областном центре ввели как альтернативу шведский стол, — рассказывает главный специалист управления образования Гродненского облисполкома Люция Михальчук. — К сожалению, устаревшее оборудование пищеблоков большинства школ не позволяет перейти на него массово. А на реконструкцию требуются большие средства.

Во сколько же обходится питание школьников? Меню напрямую зависит от денежной нормы, регулируемой государством. Одноразовое питание, если его организуют специализированные комбинаты, для младшеклассников сейчас стоит 1 рубль 43 копейки, для старшеклассников — 1 рубль 73 копейки. Еще с советских времен остались постулаты: обед должен содержать 33 позиции — от хлеба до аскорбиновой кислоты. Итого: овощей за один присест ребенок должен съедать 84 грамма, картофеля — 72 грамма, мяса 45 граммов, соков выпивать — 51 грамм, молока и кисломолочных продуктов — 60 граммов. Начнем подсчет с мяса: по нормам оно должно быть отборным, цена на такое — около 12 рублей за килограмм, в итоге 45 граммов обойдется в 54 копейки. На все остальные продуктовые позиции остается лишь 89 копеек. Нужно умудриться, чтобы угнаться за ценами и составить такое меню, чтобы ребенок остался довольным и сытым. К слову, шведский стол, где есть выбор блюд, обходится в два рубля двадцать копеек, и деньги не улетают в бак с отходами. 

Монополистами на организацию школьного питания у нас остаются КШП. Между тем во многих странах сейчас создаются сети производственно-логистических центров объемом выпуска от 25 000 до 100 000 рационов в день. По такому пути, кстати, идет и Россия. Каждая такая фабрика  обеспечивает питанием от 50 до 250 школ. Герметично упакованные порции поступают в школу лишь на доготовку. Такая система позволила снизить расходы на оснащение пищеблока более чем в 3 раза по сравнению со столовой полного производственного цикла (которая, кстати, расходует в 8 раз больше электроэнергии). Существенная экономия и по количеству персонала — в три раза. И, главное, недобросовестный повар уже не сможет недоложить продуктов в котел или порции в тарелку. 

Смаженные перспективы

Из 367 школ Витебщины питание самостоятельно организовывают 240, или 65%. Оставшиеся 35% пользуются услугами предприятий торговли и потребительской кооперации. Первым повезло больше, считает главный специалист управления образования Витебского облисполкома Наталья Мазенькова, поскольку они работают без общепитовских наценок:

— Согласитесь, наценка 40% — это существенно. Выигрывают также те школы, у которых есть свой приусадебный участок, сад. В этом случае сезонные овощи и фрукты выходят бесплатными. 

Октябрьская школа Витебского района. Здесь 481 ученик. Местные повара почти до нового года используют яблоки и груши с приусадебного участка. Директор Ольга Красакова удовлетворенно кивает: благодаря такой экономии детям дают больше соков, добавляют в полдники йогурты, глазированные сырки. На завтрак в день приезда корреспондента “НГ” были салат из моркови и горошка, котлета из птицы, отварные макароны и компот из сухофруктов, ржаной хлеб и зефир. 

В сенненской СШ № 2 на обед суп, отварная колбаса с пюре и свежим огурцом, хлеб, компот и вафли вприкуску. Из 533 местных учеников 96% обеспечены горячим питанием. Оставшиеся 4% — это старшеклассники, выбор которых — поесть в буфете. Здесь, помимо общепитовской сдобы и сосисок в тесте, можно купить салаты, заправленные как растительным маслом, так и майонезом без уксуса.

Рассказать, каким должно быть школьное меню, взялась диетолог Алена Азарова. На завтрак, убеждена она, предпочтительнее есть медленные углеводы. Идеальный вариант — гречневая и перловая, но не рисовая каши. Дополнять их хлебом не стоит. Чем больше быстрых углеводов, например, в виде булочек и хлеба, ребенок получит в первой половине дня, тем быстрее захочет снова есть. 

Обязательно необходимо включать в рацион филе птицы, тем более приготовленное в пароконвекционной печи. Колбасные изделия и сосиски ребята гарантированно съедят, но пользы от этого мало. Зато какао с молоком — отлично (молоко — белок, без которого не обойтись растущему организму). Зефир к чаю — вещь совсем ненужная. Лишний сахар и только. Нектары, уверена диетолог, стоит заменить на компоты из сухофруктов и соки с мякотью. В последних содержится клетчатка, так необходимая организму. Она также ратует за перекусы между основными приемами пищи, которые помогают сбалансировать рацион, выступает за полнейший отказ от майонеза и обилия хлебов в меню:

— Отдельное внимание надо уделить растительным и животным жирам. А еще нужно приучать детей к питьевому режиму. Школьники слишком мало пьют обычную воду. Не обманывайтесь и насчет буфетной выпечки. Пирожки, пиццы, булочки (кстати, те же смаженки часто фигурируют в буфете под разными названиями, но от этого их содержимое не меняется. — Авт.) — пустые углеводы. Если есть их часто, то это не безопаснее запрещенных чипсов и шоколадных батончиков. Обычный пищевой мусор. Из фруктов лучше отдать предпочтение не заморским апельсинам, а отечественным яблокам и грушам. Хорошо бы указывать в дневном меню не только выход готовых блюд, но и содержание в них жиров, белков и углеводов, а еще калорийность. А на классных часах рассказывать о том, как есть правильно и полезно. 

Форель на обед?

Недавно Комитет государственного контроля озвучил нелицеприятные факты по итогам проверок организации школьного питания в стране. Без нарушений не обошлось нигде. А в некоторых случаях это были самые настоящие поводы для возбуждения уголовных дел. Мы обратились за комментариями к начальнику управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Елене Масурновской.

— Цены в школьных буфетах сегодня сложно назвать низкими. В ходе проверок выяснился механизм их повышения — нарушения, связанные с проведением тендеров среди поставщиков. Почему это происходит? 

— Причины завышения стоимости школьного питания — не только в нарушении системы тендеров. Несмотря на то что цены на продукцию общественного питания регулируются в порядке, установленном облисполкомами и Минским горисполкомом, единых подходов тут нет. Например, в Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской областях до проверок Комитета госконтроля не был ограничен уровень надбавок на сырье. 

В Минске торговые надбавки и наценки имеют ограничение допустимого уровня в 15%. Но нарушения выявлены во всех проверенных комбинатах школьного питания столицы. Схема такая: торговая надбавка применяется не к отпускной цене организации-производителя или импортера, а к цене посредника (уже применившего собственную оптовую надбавку). В итоге накрутка может доходить до 200 процентов! 

Для управлений и отделов образования обязательны процедуры госзакупок. А вот для КШП — нет. В результате сырье берется не у производителей, а у посредников, тем самым утяжеляя стоимость завтрака или обеда. Но ведь питание учащихся на 40—50% компенсируется (и для КШП тоже) за счет бюджета! По всей стране почти полмиллиона ребят (ученики I—IV классов, учащиеся сельских школ, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды и другие) обеспечиваются питанием за государственный счет. А это огромные деньги — только в прошлом году и первом полугодии нынешнего на эти цели из бюджета было направлено 100 миллионов долларов в рублевом эквиваленте. 

К тому же создается впечатление, что денежные массы в сфере школьного питания ходят практически неучтенными. Например, учителя принимают наличные от родителей, а затем передают работникам столовых без получения чека либо приходного кассового ордера. В большинстве столовых и буфетов финансы принимаются без использования кассового оборудования и платежных терминалов. В день визита контролеров в столовую минской гимназии № 20 тут оприходовали 2439 рублей выручки (на 71% больше, чем в предыдущий день). Из всей полученной под присмотром работников КГК суммы только 763 рубля (31,3%) приходилось на оплату за питание, полученное детьми накануне. То есть можно предположить, что, если бы не появление контролеров, вся сумма превышения была бы попросту похищена.  

— Разработаны документы о том, каким именно должно быть школьное питание (вплоть до содержания витаминов), но получается, что в итоге мы имеем печальную картину. Мало того что обеды невкусно приготовлены, так еще и некачественны. 

— О каком вкусно приготовленном блюде может идти речь, если оно готовится с нарушением рецептуры, недовложением основных ингредиентов и использованием просроченных продуктов? Вопиющих фактов множество. Например, с декабря прошлого года по февраль нынешнего при приготовлении блюд на пищеблоке средней школы № 45 Могилева недовложено более 180 килограммов мясного сырья. А в столовой гимназии № 7 Минска детей кормили пловом с недовложением 75,4% мяса — это же практически вегетарианская рисовая каша! Куда деваются продукты в данном случае — вопрос риторический. Например, в столовой СШ № 210 Минска за кухонными котлами было припрятано (несомненно, с целью хищения) около 2,5 килограмма качественной лопаточной части свинины и почти 3 килограмма свиного фарша. В столовой средней школы № 45 Могилева пищевые отходы хранились вместе с доброкачественной продукцией, а в СШ № 3 Березы детям предлагались гнилые яблоки! 

О каком здоровом питании можно говорить, если на момент проверки в школьных буфетах Жлобина 80% продукции составляли сладости и выпечка и только 20% — фрукты, салаты, молочные продукты? Небезынтересны случаи закупки дорогостоящих продуктов, не предусмотренных в рационах для питания школьников. Например, как раз под праздники — 23 февраля и 9 марта нынешнего года со склада УП “КШП Заводского района” Минска в девять школьных столовых было отпущено 8 килограммов “форели слабосоленой фасованной”. По документам рыба пошла на бутерброды в свободную продажу, а в двух школах добавлена в комплексы обеда и полдника. Спросите у своего ребенка: он часто ест в школьной столовой красную рыбу? 

— На коллегии КГК были озвучены цифры и факты. Но констатация фактов подразумевает и выводы. Что необходимо предпринять в ближайшее время и на перспективу? 

— Материалы проверки были озвучены на коллегии Комитета госконтроля в конце августа, где присутствовали руководители всех причастных к организации школьного питания ведомств. Результаты проверок доложены Президенту. Материалы направлены в Совет Министров, Генеральную прокуратуру, а также председателям облисполкомов и Минского горисполкома. Всем фактам нарушений будет дана правовая оценка, а в срок до 1 января мы ждем ответа от профильных ведомств с конкретными предложениями. Работы предстоит много.

Нужна унификация всей системы организации школьного питания, а также разработка мер упреждающего контроля. Например, для предотвращения хищения денежных средств — установка кассовых аппаратов в школьных столовых, а также более активное внедрение системы безналичных платежей. Нужно ввести обязательные госзакупки для всех — КШП, управлений образования и организаций Белкоопсоюза, а также обеспечить строгое соблюдение всех норм существующего законодательства. Ведь действует более 30 нормативных документов, регламентирующих школьное питание. Однако складывается впечатление, что они просто игнорируются. Это совершенно недопустимая ситуация.

Когда тарелки чистые

Казалось бы, все мы понимаем, что школьное питание должно быть вкусным, полезным и обязательным. Но так получается далеко не везде. Выясняется, что даже со скромного полуторарублевого детского обеда можно урвать свою долю. Весной нынешнего года КГБ была задержана группа должностных лиц во главе с начальником главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Сергеем Борисевичем. Этому громкому делу уделил внимание и Президент в своем обращении к народу и Парламенту: 

— Что получается: в городе-герое Минске детей в школах отходами кормите! Ваши же дети и внуки в школах этих сидят! То, что вчера не использовали, — перемололи и детям назавтра дали... В девяти районах девять преступных групп собирали подачки с поваров школьных и тех, кто обеспечивает школьным питанием. В конвертах деньги негодяю собирали! 

На вопрос, нравится ли обед, малыши из 2 “Б” средней школы № 2 Сенно Макс Шмурадко, Вика Грамаковская и София Алферёнок отвечают дружным уплетанием за обе щеки. Однако такая идиллия царит далеко не во всех учебных заведениях
Фото Анны Наумовой

Система школьного питания сегодня изрядно горчит. Но проблемы сами не испарятся. Какие есть рецепты улучшения ситуации? Нужно развиваться, а не пытаться детей кормить так, как будто просто продукты выбросить жалко. Да, нужны деньги на организацию шведских столов, на внедрение меню на заказ. Но это уже вопрос финансовый плоскости, а не кулинарной. И к тому же кто считал, во что обходится оставленная на тарелках невкусная еда? А детскому организму крайне нужны витамины, ему нужно откуда-то черпать энергию для роста. Еще один момент — усиление роли попечительских советов школ и родительских комитетов. В конце концов, как оказалось, есть не менее важные дела, чем покупка ковров, ремонт классов и обсуждение животрепещущих проблем типа сдавать или не сдавать деньги учительнице на цветы. Нельзя ожидать, что государство возьмет на себя абсолютно все. Контролировать работу пищеблока родителям вполне по силам. И, кстати, этот вопрос касается их больше, чем остальных. Ведь речь идет о здоровье детей. 

Чипсы под запретом


Врачи бьют тревогу: к пятнадцати годам число детей с хроническими заболеваниями увеличивается по сравнению с дошколятами почти вдвое, примерно 21% подростков имеют избыточный вес и, как следствие, у многих с возрастом развивается сахарный диабет. Одна из причин — неправильное питание. Министерство антимонопольного регулирования и торговли совместно с министерствами образования и здравоохранения разработали методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2017—2018 учебном году.  В частности, использовать вареные колбасы и сосиски в питании детей можно не более раза в неделю, причем только высшего сорта. Запрещены  газированные напитки, чипсы, острые сухарики, натуральный кофе. А реализация в буфете пиццы, смаженок или сосисок в тесте  должна быть ограничена до продажи этих продуктов не чаще двух раз в неделю.

Опыт на стол

Вероника Комлева, Лион:

— Сын учится в частной школе, где обед стоит 5 евро (11,56 белорусского рубля) в день, а в государственных — 4 евро. Для некоторых родителей это серьезные суммы, и они предпочитают кормить ребят дома. Меню разнообразное, есть возможность выбора — рыба, свинина, говядина или курица. То же самое касается и гарниров — это овощи, макароны либо блюда из картофеля. К чаю положены сладкое, фрукты, йогурты и несколько видов сыра. А вот завтракают и полдничают дети дома.

Божена Каминская, Краков:


— В  польских школах обеды обходятся примерно в семь злотых (3,78 белорусского рубля), питаются практически все. Меню находится в открытом интернет-доступе. При этом родители вместе с детьми  могут заказать определенные блюда заранее.  Кроме горячих обедов, школьники берут “ссобойку”. У нас в порядке вещей, когда ребенок открывает на перемене контейнер, который ему заботливо собирают дома,  и перекусывает.

Татьяна Орлова, Москва:

— В последнее время система школьного питания, сохранившаяся еще с советских времен, основательно меняется. В нашей школе закрыли кухню со старым оборудованием. Сейчас еду готовят на специальных комбинатах, а утром ее уже в упакованном виде завозят в столовую, где разогревают. Питаться при желании можно дважды в день. Для  сына-младшеклассника, к примеру,  завтрак обходится в сумму около 50 российских рублей (1,68 белорусского), обед — около 90 российских рублей (3 белорусских рубля).

ОПРОС


Каким должно быть школьное питание?

Сергей Балыкин, руководитель ассоциации малого и среднего предпринимательства:


— У детей должен быть выбор среди достаточного количества блюд. Укрупнение пищеблоков — не всегда хороший вариант. Я передавал бы эти вопросы на аутсорсинг внешним структурам. Например, маленьким семейным фирмам. Тогда еда была бы максимально приближена к домашнему варианту.


Валентина Леоненко, кандидат исторических наук, доцент:

— В советское время питание было организовано лучше. Не сравнить с ресторанным, конечно, но это были не те суррогаты и полуфабрикаты, которые предлагают ребятам сейчас. Неудивительно, что дети совершенно не наедаются этим “подобием еды”. В нашу школу привозили еду из заводской столовой, и она была очень сытной и вкусной.


Евгений Крыжановский, артист, шоумен:


— Не думаю, что в организации школьного питания нужно что-то менять кардинально. Но поскольку выявлены случаи явной халатности, а речь идет о здоровье детей, то нужен строжайший контроль. Как мне кажется, еду должны тестировать повара, директора школ и представители Министерства образования. Если бы они такое захотели есть дома — пожалуйста, кормите детей. 

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter