Продукты под видом лекарств–2

ТУП «Медэль Трейд» вот уже несколько лет продает в нашей стране продукты питания...
ТУП «Медэль Трейд» вот уже несколько лет продает в нашей стране продукты питания на основе меда и смолы кедрового дерева. Но рекламирует бальзам «Медолия» и масло «Живица» не иначе как целебное средство от всех недугов. Министерство торговли уже неоднократно штрафовало фирму за нарушение закона о рекламе. Ведь листовки, которые тысячами опускаются в почтовые ящики пенсионеров, пестрят отзывами наподобие «а мне помогло!», «сразу излечилась!». 

А это фактически утверждение, что растительные препараты лечат! Штрафы продавцы целебного зелья исправно платят, но содержание не меняется. Недавно произошел очередной «информационный вброс» в ящики минчан — точно так же весной атаковали жителей Могилева («СБ» писала об этом в номере за 22 мая, «Продукты продавали под видом лекарств»), Гомеля... 

И что же? Все те же откровения про то, как кто–то вмиг расправился с гипертензией и головной болью, ишемической болезнью сердца и остеопорозом, проблемами с желудком, полиартритом и десятком других недугов. Чудеса, да и только! Фирма преспокойно продолжает зарабатывать огромные деньги на доверчивости пожилых людей. В этом убедились корреспонденты «СБ», посетив одну из выставок–продаж в самом центре Минска.

И ВНУТРЬ, И НАМАЗЫВАТЬ!

На ступеньках Республиканского дворца культуры ветеранов — зазывная табличка, дескать, налетай, не скупись, покупай стопроцентно натуральный продукт, обладающий удивительной силой природы. На входе сталкиваюсь с двумя стариками: у обоих в руках по паре небольших желтых коробочек. Краем уха слышу разговор: «У меня ж на лекарства аллергия, только «Медолией» и спасаюсь!»

Поднимаюсь на второй этаж, где, собственно, и организована выставка–продажа. Сразу замечаю, что конвейер работает как надо: то и дело к столу подносят ящики с препаратами, которые мигом разбираются. Десятки, сотни коробочек, каждая из которых стоит 150 тысяч рублей (пенсионерам небольшая скидка)! Посреди зала вокруг одной из сотрудниц фирмы кучкуются люди: дамочка важно объясняет плюсы продукции. Слушатели одобрительно кивают, когда слышат, что бальзам «Медолия» действует как антисептик во время простуды. Я тем временем скептично изучаю буклет: открыли Америку! Да каждый ребенок знает, что при ангине горло спасает мед!

— Скажите, а эти масла и бальзамы нужно внутрь употреблять или намазывать? — спрашиваю у продавца.

— И внутрь, и намазывать! Помогает!

Рядом пристраивается добродушный с виду старичок. Прищурив один глаз, он недоверчиво наблюдает за происходящим. Кажется, у него единственного в зале закралась тень сомнения. Впрочем, ненадолго. Уже лезет в карман за кошельком.
— А не боитесь, что потратите деньги, а вам не поможет? — пытаюсь разговорить собеседника. — Вот лично я не пойму, что в этой «Живице» такого уникального: в составе всего–то кедровое масло, кедровая смола, облепиха да прополис. А стоит–то недешево.

— Так а что нам, старым, терять? Ну не поможет — и ладно. Попробовать–то все равно нужно! — отмахивается от меня собеседник и решительно направляется к кассе.

Судя по всему, на такую позицию и рассчитывают производители. Пожилые, изрядно вымотанные своими недугами, хватаются за любой мало–мальски убедительный рецепт, словно за спасительную соломинку. С особым трепетом они относятся к словам «натуральный» и «стопроцентный» — верят, что вот природа непременно вылечит. А где доказательства?

В Центре экспертиз и испытаний в здравоохранении ни «Живица», ни «Медолия» как лекарственные средства не зарегистрированы. Да и смысл производителям обращаться туда, если к медицине их продукция не имеет ну ни малейшего отношения! Сертификат продавцы получили в институте «Плодоовощпроект» Научно–практического центра Национальной академии наук по механизации сельского хозяйства. И то в документе указано, что бальзам, по сути, — всего лишь медовый соус, а «Живица» — растительное масло с различными добавками. В общем, питаться всем этим теоретически время от времени можно. Но вот лечиться...

ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА — НАРОДНАЯ МОЛВА

А вот судя по высказываниям тех, кто «употребляет внутрь и намазывает», вылечиться можно, да еще как! Но ведь люди, со страниц листовок вещающие об эффекте исцеления, чаще всего — этакие мертвые души. Во всяком случае, предыдущий тираж «листков здоровья», как показала проверка управлением Комитета госконтроля Могилевской области, оказался просто искусным сочинением сотрудников «Медэль Трейд». Пенсионеров, чьи отзывы были размещены в газете, в стране, утверждают контролеры, попросту не существует!

В новом выпуске хотя бы один реальный персонаж есть. Мне удалось отыскать некую Галину Андреевну Печкуреву, проживающую в деревне Новка Витебской области. В газете пенсионерка пишет, что «целые сутки не могла прийти в себя от ложной информации о вас (ЧТУП «Медэль Трейд»). Я ведь перестала принимать медикаментозное лечение и... начала летать». Выходит, от остеопороза и варикоза ее не смог избавить ни один профессиональный врач. Зато помог медовый соус.

Галина Андреевна с ходу начала рассказывать мне, как горстями ела таблетки и «без конца ими давилась». И как чудом узнала о целебных свойствах волшебных бальзамов:

— С марта пользуюсь — и уже такой эффект! У людей спросите, ходила с палочкой, а теперь она не нужна.

— И что, с марта по 300 тысяч каждый месяц тратите?

— Да, трачу. Ну, я экономлю, не три раза в день пользуюсь, а два. Но и про запас уже купила баночку.

Моим словам, что бальзамы и масла — это не лекарство и излечить ими такие коварные недуги, как истончение костной ткани, ну попросту невозможно, собеседница верить отказывалась. Не слышала она и про эффект плацебо. Хотя давно не тайна: в той или иной степени он используется практически всеми медиками. Суть в том, что маленькая ложь и очень большая вера в нее творят чудеса. 

За рубежом, по словам профессора кафедры клинической фармакологии БГМУ Михаила Кевры, этим направлением занимаются и американцы, и немцы, и французы: «А вообще, по разным данным, от 30 до 50 процентов людей внушаемы!» Недаром ведь вместо морфина на войне раненым порой вводили физраствор — и «пустышка» помогала снять боль! Но нет, Галина Андреевна безоговорочно верит, что именно медок помогает ей от всех бед. И очень боится, что когда–нибудь его перестанут продавать.

К слову, на публикации в прессе, в том числе в нашей газете, сотрудники прибыльного предприятия реагируют раздраженно. Мол, им уже надоело выслушивать придирки! Препарат покупают — и это главное. Проходят с аншлагом выставки–продажи — вот и доказательство. А нужно ли принимать его на веру?

КОМПЕТЕНТНО

Специалист управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Инна Гаврильчик:
— Сейчас мы разослали информацию о «Медэль Трейд» во все областные исполнительные комитеты. Специалисты работают на местах и фиксируют факты нарушения закона о рекламе. Так, к примеру, в Гродненской области были обнаружены те же листовки, и представителям фирмы вынесли предписание. 

В случае невыполнения требований Министерства торговли налагается штраф от 20 до 50 базовых величин. Но вот о запрете реализации этой продукции речи нет: если бы она не соответствовала каким–то нормам или была вредна — да, ее, несомненно, сняли бы с продажи. Но ведь продукция безопасна для здоровья, а значит, имеет право на существование...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter