На какие уловки идут белорусские предприятия, чтобы заполучить покупателей

Продукт в авторском разрезе

На днях в ряде СМИ появилась информация: компания Danone согласилась выплачивать «Союзмультфильму» авторские отчисления. Конфликт разгорелся в прошлом году, когда министр культуры России Владимир Мединский обвинил фирму в недобросовестном использовании образов из советских мультфильмов в оформлении и рекламе своей продукции. Это касается продукции под брендом «Простоквашино», которую в Беларуси производит ИOOO «Данонбел». Российским журналистам в Danone сообщили, что пока комментировать эту информацию не готовы. В головном офисе компании «Данонбел» прояснить ситуацию нам также не удалось. Тем временем споры вокруг авторских прав в последнее время возникают и между белорусскими предприятиями пищевой отрасли. В СМИ уже вылились разногласия производителей колбас, майонезов и кваса. Распри приходится разрешать судам.

Фото Сергея ЛОЗЮКА

Совсем недавно в эпицентре скандала оказалось ОАО «Брестский мясокомбинат». Предприятие обвинили в нечестной конкуренции. Еще летом областное управление антимонопольной и ценовой политики усмотрело в его действиях нарушения законодательства. Суть в следующем. В 2006 году ООО «Викос» разработало рецептуру на сыровяленую колбасу, назвав ее «От бабушки». Далее ее передали предприятиям, производящим мясную продукцию. Изделие можно было выпускать как под названием рецепта, что многие и делали, так и под своим собственным. Но брестчане пошли дальше. Начальник главного управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли по Брестской области Юрий Кладницкий раскрывает схему:

— Рецептура была разработана одной фирмой, предоставлена другим. Сборник дали всем мясоперерабатывающим предприятиям. Но ОАО «Брестский мясокомбинат» запатентовало уже товарный знак «От бабушки». Это право интеллектуальной собственности, которое охраняется законом. То есть их действие запретило остальным участникам рынка выпускать продукцию под таким товарным знаком. Получается, что колбаса «От бабушки» других производителей автоматически становится контрафактной.

Конкуренты возмутились и обратились в антимонопольные органы. В итоге брестчан признали недобросовестными игроками на рынке. Мясокомбинат с вердиктом не согласился, но Верховный Суд все оставил как есть. Его пресс–служба официально сообщила:

— Для регистрации товарных знаков ОАО «Брестский мясокомбинат» использовало обозначение, которое задолго до даты подачи им заявок в патентный орган было утверждено в составе сборников рецептур, разработанных ООО «Викос», в качестве наименования колбасных изделий и активно использовалось различными мясоперерабатывающими предприятиями страны для маркировки колбас сыровяленых, пользующихся широким спросом у потребителей. После регистрации товарных знаков и приобретения исключительного права на данное обозначение ОАО «Брестский мясокомбинат» путем запрета стало устранять с товарного рынка Беларуси продукцию конкурентов.

А уже в этом году экономический суд Брестской области наложил на ОАО «Брестский мясокомбинат» штраф. Председатель суда Сергей Кулак говорит, что решение пока в законную силу не вступило, постановление предприятием обжаловано и направлено в Верховный Суд. Впрочем, Сергей Кулак считает, что если уж кто и может претендовать на право собственности, то непосредственно разработчик рецептуры.

А вот у руководства предприятия свое видение ситуации. Директор ОАО «Брестский мясокомбинат» Павел Буховецкий считает сложившуюся ситуацию абсурдной, и вот почему:

— Патент на товарный знак «От бабушки» нам выдало государство. Потом Минский мясокомбинат посчитал, что это незаконно, и нас оштрафовали за нарушение антимонопольного законодательства. Но если мы были не правы — не надо было давать нам патент. Мы ведь на основании его отстаивали свою правоту. И оказались виноваты! В конце концов, можно было просто отменить регистрацию незаконно выданного патента, если бы это признал суд. Но нас обвинили в попытке ущемить конкурентов, хотя они по–прежнему выпускали свою колбасу.


Действительно, патент брестчане получили вполне легально. Юрий Кладницкий объясняет это пересекающимися плоскостями законодательства. То есть товарный знак фирма cмогла зарегистрировать официально. Но в этой конкретной ситуации она ущемила права других компаний. Как бы то ни было, точку в этом деле снова придется ставить высшей судебной инстанции. Так же, как и в споре двух крупных производителей майонеза.

Еще в ноябре судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда вынесла постановление: признать продукт компании «АВС» актом недобросовестной конкуренции. Здесь сыр–бор разгорелся из–за упаковки майонеза «Провансаль». Коммерческий директор компании «Камако» Владимир Конобай, выступая в СМИ, обвинял «АВС» в плагиате, а гродненская фирма уверяла, что все элементы зарегистрированы в качестве товарных знаков. Что касается совпадений, то подсолнух, солнце, линии и синий цвет для майонеза — это, по мнению руководства компании, обычная мировая практика. Конфликт еще не угас...



Фото  Onliner.by

До сих пор не утихают страсти и вокруг бутылочных этикеток производителей лидского кваса. Не так давно ОАО «Лидское пиво» потребовало признать актом недобросовестной конкуренции действия ООО «Маркетинг–Центр» и ООО «Содастрим Рус». Первая компания разработала для второй этикетки, очень похожие, как показалось лидской фирме, на те, что используются на бутылках напитка «Квас Лидский темный» и «Квас Лидский хлебный». Кроме того, ООО «Маркетинг–Центр» производило и продавало в Беларуси свой квас с этикетками другого образца.


Впрочем, тут в отличие от претензий «Камако» Верховный Суд встал не на сторону возмутившихся. В пресс–службе Министерства антимонопольного регулирования и торговли сообщили, что квас со спорной этикеткой в Беларуси не продавался, а потому потребители не могут его перепутать. Суд с этим согласился и, кроме того, посчитал, что этикетки лидских конкурентов до степени смешения не сходны.

Потребители, конечно, зачастую даже не подозревают, какие бури разворачиваются вокруг их любимой продукции. Казалось бы, времена поддельных кроссовок под маркой «Ададас» (не «Адидас»!) давно ушли, но на самом деле они и не уходили вовсе. И сейчас конфликтуют не только производители бабушкиной колбасы и майонеза, но и международные компании. Пару недель назад Верховный суд Литвы вернулся к рассмотрению претензий литовского ритейлера Maxima Grupe к белорусскому оператору сетевой торговли «Март Инн Фуд». Обе компании, что любопытно, принадлежат гражданам Литвы, а речь в деле идет ни много ни мало о «копировании бизнеса»...

Прямая речь


Валентин Кроловецкий, патентный поверенный:

— Конкуренция на рынке — это нормально. Но борьбу надо вести честно. Я всем товаропроизводителям, торговым представителям говорю: читайте законы. Хочешь торговать — зарегистрируй товарный знак. Хочешь производить — посмотри на продукцию, которую планируешь выпускать, есть ли на нее действующие патентные документы. Нельзя нарушать чьи–то права. И в этом нужно убедиться. Есть система патентования, регистрация товарных знаков. Она обеспечивает охрану интеллектуальной собственности и физическим, и юридическим лицам. Некоторые компании это игнорируют из–за безграмотности. Все–таки область специфическая. Но есть и недобросовестные игроки, которые думают, что «прорвутся». И на своих уловках попадаются.

alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия № 17 (25152). Четверг, 26 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter