Все сложится: какие изменения могут ждать упаковку отечественной продукции в ближайшее время

Продукт отличный. Упакуем!

Президент подчеркивает важность этой сферы в контексте импортозамещения. Поставлена задача в ближайшее время  наладить выпуск отечественного аналога тетрапака. Какие еще есть варианты? Где применяется пластик и возможно ли широкое повторное использование экологичной стеклянной тары? Картонные коробки, пленка, ПЭТ-бутылки, стекло… Товар встречают по «обертке». Но вся ли она одинаково хороша? Какие здесь имеются тренды? 

К концу года своей многослойной упаковке быть

Молоко остается молоком, независимо от того, в чем оно хранится. Факт. Однако стоило на время исчезнуть с полок крупных супермаркетов паре-тройке привычных глазу наименований в картонных коробках, как кто-то пустил слух о возможном дефиците. Глупо. Учитывая, что уровень самообеспечения Беларуси молоком — 256 %. Пей, сколько хочешь, и все равно излишки будут. 

Но здесь возникает другой вопрос — о наполняемости рынка упаковочным материалом. Пленку и ПЭТ-бутылки мы производим сами. А вот многослойные асептические материалы (например, тетрапак и его аналоги) закупаем за границей — наши заводы давно оснащены линиями по розливу в такую тару. Нарушение логистики в последнее время вызвало проблему: во что упаковывать будем?

Не оставил без внимания ситуацию и Президент. Когда тема была обозначена на заседании Совмина, которое провел Глава государства, Александр Лукашенко, поменяв график рабочих поездок, тут же посетил Минский молочный завод № 1. Там эта проблематика была детально обсуждена и выработаны пути решения вопроса. Президент четко поставил задачу: отечественной многослойной упаковке быть. Он заявил:

— А то будем опять руками разводить. Химическая промышленность у нас суперразвитая, а мы не можем клеенку эту произвести. Чтобы к концу году упаковка была.

Инвестиции в будущее

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Леонид Брич убежден: наступает время, когда импортозамещение должно коснуться абсолютно всех сфер. Производство упаковки для такого экспортно ориентированного государства, как наше, вопрос ключевой. Чем больше сельхозпродукции мы способны производить, тем больше заинтересованы в своей таре под нее, отмечает депутат:

— Глава государства дал поручение заняться разработкой отечественной упаковки. На это понадобятся время и средства, но оно того стоит. Почему вообще возникла проблема с тетрапаком? В какой-то момент недальновидно сработали предприятия, устанавливая линии по розливу на импортном материале. Теперь получен урок: инвестиции важно вкладывать с заделом на будущее — пять, десять, пятнадцать лет, а не ориентироваться только на день нынешний. 

По словам Леонида Брича, важно сложившуюся ситуацию обернуть в свою пользу и заняться реальным импортозамещением — разработкой отечественной упаковки, а не поиском других поставщиков за рубежом. Депутат подчеркивает:

— Доверия к шведскому тетрапаку и его аналогам в других странах уже не будет. Руководители предприятий вряд ли захотят устанавливать в своих цехах оборудование, которое в любой момент может остаться без упаковочного материала. В потерях не заинтересован никто.

Истина в стекле?

Вместе с тем Леонид Брич предлагает не списывать со счетов имеющийся опыт в упаковочной сфере: 

— Никто не говорит вернуться к бидонам с молоком, но использовать положительные примеры прошлого однозначно стоит. Особенно если мы видим, что их довольно успешно адаптировали под себя многие европейские страны. Вот в советское время была стеклотара, которая использовалась повсеместно. Людям не нужно было объяснять, как ее мыть и зачем использовать повторно. А теперь такая картина в Германии и Чехии. Там национальный продукт — пиво — продают в основном в стекле. Человек выпил и буквально уже в следующий поход в супермаркет возвращает бутылку, получая ее залоговую стоимость. Разница лишь в том, что сейчас там этим занимаются тароматы, а в СССР это делали люди. 

К слову, Министерство жилищно-коммунального хозяйства уже ведет работы по внедрению депозитной системы в нашей стране.

Парламентарий полагает, что для потребностей внутреннего рынка стеклотара могла бы стать неплохим вариантом упаковки продуктов и напитков. Потому что это выгодно как экономически, так и экологически. Тем более что положительные примеры уже есть.

На Лунинецком молочном заводе в прошлом году запустили в производство новую линейку продуктов из молока, содержащего белок А2. В качестве упаковки выбрали стеклянную тару. 


— Мы не просто сделали ставку на экологичность и натуральность. Руководствовались и экономической целесообразностью — стекло обходится не дороже пленки, которую используем давно, — говорит маркетолог завода Анастасия Свибович. — Нашим продуктам, ориентированным на внутреннего потребителя, не положен длительный срок хранения, а значит, и сложная с точки зрения производства упаковка не нужна. 

Благодаря тому что упаковка стеклянная, сметану и йогурт в Лунинце производят термостатным способом — сквашивают уже в баночках. 

Технологии требуют разнообразия

Упаковка из многослойного картона используется довольно активно и конкурирует со стеклянной тарой в производстве консервной плодоовощной продукции. Соки, детское питание, полуфабрикаты.

— Суть консервирования — обеспечить хранение продукта в течение длительного времени без порчи. Еще лет тридцать назад варианта было два — стекло или металл. Такая упаковка сама по себе не может быть стерильной, сначала в нее помещается продукт, герметически укупоревается и только потом с помощью тепла подвергаетсястерилизации, — рассказывает Людмила Павловская, начальник отдела технологий консервирования пищевых продуктов Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию.

Что собой представляют технологии по розливу стерильного продукта асептическим способом в упаковку из комбинированных материалов типа тетрапак и ей подобные?

Многослойная асептическая упаковка нужна в первую очередь для продуктов с длительным сроком хранения. Но кто хочет пить молоко, произведенное три месяца назад?

— Принцип таков: стерилизованный продукт отправляем в стерилизованную упаковку в стерильных условиях. Звучит просто, но процесс довольно сложный с точки зрения технологий. Так, асептический метод подходит для гомогенных (тонкоизмельченных) продуктов — соков, пюре. Фактически процесс стерилизации происходит в тонком слое во время движения продукта по трубе, которую с двух сторон через стенку греет теплоноситель. Время такого воздействия на продукт сокращается до пары минут. Для сравнения: чтобы стерилизовать сок в стеклянной бутылке, требуется около часа (на подогрев минут 15, еще 10–15 минут займет выдержка продукта при постоянной температуре стерилизации, а потом остывать полчаса будет), — посвящает в тонкости процесса Людмила Павловская. 

На консервных предприятиях в Малорите, Гродно, Столбцах, Старых Дорогах разливают соки в стеклотару. Так что заявлять о том, что стекло сдает позиции, точно не приходится. 

— Во-первых, оно — нейтральный по отношению к продукту материал. Во-вторых, если мы говорим о консервировании целых овощей и фруктов или их кусочков, то для них стекло и металл остаются приоритетными. Через асептическую трубочку огурцы и горошек не прогонишь, — подводит итог Людмила Павловская. 

Безусловным преимуществом стекла можно считать и его вторичную переработку. Стеклобой принимают заготконторы по всей стране. А вот многослойные коробки с картонной основой и прослойкой фольги полностью отправляются на мусорные полигоны. 

Есть ли шанс использовать стеклотару повторно, не разбивая и не переплавляя? По словам собеседницы, банки и бутылки, которые закрываются под винт, требуют очень бережного обращения, их венчик подвержен сколам. Еще одно препятствие — специальное моющее оборудование давно вывели из оборота на наших предприятиях. Да и сам процесс подготовки повторно используемого стекла к возврату на линию требовал больших усилий по его калибровке и использования концентрированных моющих растворов, а также повышенного водопотребления. Но рационально ли бить то, что можно просто помыть?

Александр Лукашенко:

— Послушайте, это Клондайк… Мы имеем огромную стекольную отрасль (и стеклооконные, и для автомобилей, и для телевизоров, бутылка и так далее). Это не должно умереть на свалке. Все это стекло, стеклобой и прочее надо переработать и получить из этого вторичного мусора, как мы его часто называем, нормальное стекло. Так работают все в Западной Европе. Возьмите ту же Швейцарию: там под 90 % перерабатывается этого мусора. Это дешевый ресурс, дешевое сырье для дальнейшего использования. У нас все это спустя рукава.

(5 апреля 2022 года, на совещании по вопросам функционирования ЖКХ.)

Сквозь призму потребностей

Несколько лет назад отечественные стеклозаводы объединились в холдинг «Белорусская стекольная компания» (БСК). Цель — вывести сферу на новый уровень производства и менеджмента. Под Гродно уже строят новый тарный завод. Потребность в нем есть, и весьма серьезная. В самом БСК приводят конкретные цифры:

Гродненский стеклозавод сегодня строит новую стеклотарную производственную площадку «Аульс» мощностью 220 тонн стекломассы в сутки. Это позволит частично удовлетворить растущий спрос на стеклянную упаковку.

— В Беларуси работает четыре стеклотарные производственные площадки общей мощностью более 650 миллионов штук в год. Однако этого не хватает для закрытия внутренних потребностей. Ориентировочный дефицит стеклянной банки для консервирования — более 100 миллионов штук в год. По бутылкам тоже недобор: дефицит цветной тары — около 30 миллионов штук в год и более 160 миллионов штук в год бесцветной.

По словам специалистов холдинга, стеклянная упаковка имеет ряд очень важных качеств, которые выгодно выделяют ее среди конкурентов. Стекло не вступает в реакцию с продуктом хранения, не впитывает запахи, сохраняет вкусовые качества продукции. 

Что немаловажно, в стране собирается и идет на повторную переработку около 70 % отходов стекла. Это достаточно хороший показатель на мировом уровне и лучший в СНГ, говорят в БСК. При этом заводы у нас обязаны использовать минимум 30 % (а по факту получается до 50 %) стеклобоя при производстве новой тары.

Безопасность на рынке упаковки обеспечивается ее разнообразием. Дополнительной защитой от перебоев и потерь станет наращивание производств внутри страны.

Но реально ли вернуться к практике прошлых лет и не просто производить стеклотару, но и наладить ее многоразовое использование, как это было в СССР? Пока такой вариант может подойти для универсальных бутылок, например для шампанского. Сейчас за счет усиливающейся конкуренции все больше компаний хочет привлечь внимание потребителей путем нестандартных решений упаковки. Организовать сбор и наладить повторное использование разнокалиберных бутылок проблематично.

Экологию подкрепляют инновациями

В Национальной академии наук ведутся исследования по созданию отечественных научно-технологических и промышленных заделов для организации выпуска биоразлагаемой упаковки. Начальник главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Ольга Сазонова рассказала:

— Одним из самых перспективных пластиков с точки зрения экологии считается полилактид. Его получают из лактидов при конденсации молочной кислоты, а ее, в свою очередь, — из мелиссы, то есть отходов производства сельского хозяйства. В других полилактидах в основе кукурузный крахмал, тростник и прочее растительное сырье. Белорусскими учеными уже разработана технология получения молочной кислоты и биоразлагаемого полилактида на ее основе, которая является сырьем для выпуска биоразлагаемой пленки, других упаковочных материалов, одноразовой посуды и прочего.

Что интересно, с 2022 года постановлением Правительства расширен перечень отходов, за которые выплачивается компенсация, за счет включения в такой перечень отходов бумаги и картона с пропиткой и покрытием (типа тетрапак, пюрпак). Размер компенсации предусмотрен на уровне 150 рублей за тонну. Кроме того, расширен перечень продукции в части выплаты компенсации расходов за применение стеклянной бутылки при производстве (розливе) всех видов питьевой воды.


— Принятие данных мер позволяет простимулировать производителей и поставщиков к переходу на более экологически безопасную упаковку — бумажную, стеклянную, биоразлагаемую, — заключает Ольга Сазонова.

В ТЕМУ

У шведского тетрапака полно аналогов на мировой арене. Да, транснациональная корпорация с запатентованными разработками и сотнями локализованных производств по всему миру глубоко пустила свои корни, не давая развернуться конкурентам. Но они все-таки есть. Немногие знают, что тетрапак пришел в СССР в далекие 1950-е годы, а уже в 1970-е в Москве работал завод «Ламбумиз» по производству подобной упаковки — именно там производили те самые «треугольнички» для молока. Предприятие, к слову, сохранилось, и среди его клиентов есть белорусские компании. 

ЦИФРЫ

В прошлом году в Беларуси было заготовлено 384,52 тысячи тонн отходов бумаги и картона, 192,05 тысячи тонн отходов стекла, 106,61 тысячи тонн полимерных отходов. 

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter