«Продажные» знания

Курсовую и даже диплом сегодня можно купить почти официально

Сегодня практически официально можно приобрести реферат, курсовую и даже диплом

Говорят, мозги не купишь. Подустарела народная мудрость. Технологию пересадки серого вещества и искусственного улучшения его мыслительных характеристик еще не изобрели, но «призрак» ума в продажу уже поступил. Даже реклама соответствующая уже появляется. Не мелкая, в виде обтрепанных объявлений на столбах, а крупная, бьющая в глаза. В одном из столичных подземных переходов целый плакат красуется этак метра два на три: «Курсовые, контрольные, дипломы. Быстро, по умеренным ценам». И телефон в придачу. Это раньше двоечники стыдливо прятались по закоулкам аудиторий, переписывая правильные решения у отличников. Нынче знания превратились в банальный товар: пришел, выбрал, приобрел… Если взять оптом, то сразу и на диплом хватит. Так в чем тогда суть учебы?..

Чтобы получить приличную оценку, необходимо либо знать предмет, либо хорошо уметь списывать. Шпаргалки, тайные передачи записочек с решениями на контрольных и экзаменах, другие ухищрения — извечные спутники школьников и студентов, источники многочисленных анекдотов и веселых историй. Правда, иногда становится не до смеха. Из случайной попытки улучшить оценку, «мухлеж» превращается в целую систему. Предложениями «нарисовать» любое «домашнее задание» пестрят студенческие сайты, объявления постоянно появляются на информационных досках в вузах, длинными колонками тянутся в рекламных изданиях… А теперь эта услуга поставлена и на промышленное производство. Любой каприз за ваши деньги.

Естественно, создатели «отчетно-учебных» трудов специфику своей деятельности в «открытом эфире» предпочитают не обсуждать. Вроде бы ничего нелегального в их «творчестве» и нет, но мошенничеством попахивает. Поэтому пришлось изучать рынок инкогнито, прикрываясь личиной бесшабашного студента, которому живется весело от сессии до сессии, но пришло время закрывать хвосты.

Елену отыскала по объявлению в газете «Из рук в руки». Оказалось, специализируется она на иностранных языках. «Цены стандартные, — прокомментировала свои тарифы собеседница. — Контрольная — $ 10—20, курсовая — $ 40—70, дипломная работа — около $ 200. Но конкретная стоимость зависит от вашего вуза, сложности темы и оценки, на которую хотите претендовать». Сама Елена учится на последнем курсе иняза, поэтому со спецификой оформления студенческих работ знакома хорошо. Правда, стопроцентных гарантий, что выполненная ей работа заслужит похвалу преподавателя, дать не решилась: «Профессора разные бывают, — сразу предупреждает она. — Попадаются лапочки, которым главное наличие грамотного текста с правильным оформлением, но встречаются и въедливые, начнут задавать вам уточняющие вопросы, требовать каких-либо пояснений… Для опытного преподавателя не составляет труда вывести подлог на чистую воду. Тут уж сами рассчитывайте на свои силы».

Впрочем, по словам Елены, проколы случаются нечасто. К ее услугам обычно прибегают заочники. «К ним в институтах, особенно платникам, отношение особенное, — делится она своими наблюдениями. — Ведь все великолепно понимают: редко такой студент будет после основной работы рыться в библиотеках, сам корпеть над заданиями, выполнять контрольные… Ритм жизни сегодня не тот, чтобы заниматься учебой без отрыва от производства. Большинство преподавателей это отлично понимают, многие знают, что курсовые и рефераты купленные, но закрывают на это глаза. Еще с советских времен в институтах говорят о заочниках: они делают вид, что учатся, профессора —что учат таких студентов».

Следующий собеседник, Виталий, оказался аспирантом, специализируется на технических предметах: высшая математика, физика, радиоэлектроника. «Выполнение заданий по точным наукам обычно стоят в 1,5—2 раза дороже, чем по гуманитарным, — расшифровывает он систему своего ценообразования. — Это в литературной критике можно высказывать свои мнения, суждения, гипотезы самые неправдоподобные строить… А в технических дисциплинах необходима точность, в большинстве случаев теоретические выкладки еще и чертежами сопровождать. Словом, процесс более трудоемкий. Да и «технарей» работающих «под заказ», меньше, чем гуманитариев.

Оказалось, «чужими» курсовыми и дипломами обычно промышляют смышленые студенты-выпускники и аспиранты. Стипендии небольшие, вот и приходится выкручиваться. «Не в грузчики же или строители идти подрабатывать, как Шурик в фильме Гайдая», — невесело шутит Виталий. Профессионально этим бизнесом редко кто-то занимается. Работа сезонная, основной вал приходится на сессионные месяцы: тогда, если поднапрячься, можно за несколько недель заработать $ 600—800 и даже больше. Но потом наступает время затишья. На постоянной основе с такого ремесла не проживешь. Клиентура у Виталия тоже в основном состоит из заочников. У дневных студентов обычно нет средств на покупку мозгов. Прослойке платежеспособной золотой молодежи из очников нет резона искать курсовые по объявлениям: всегда можно «разместить заказ» у более смышленых, но менее богатых однокурсников.

Вообще оказалось, что нынче «по найму» можно решить почти любую учебную проблему. Например, подстраховаться на экзамене или контрольной: задания каким-нибудь хитроумным способом передаются из аудитории знающему человеку, а потом забираются решения. Для связи часто используется мобильный телефон: благо камеры есть почти во всех аппаратах. Иногда прибегают к более сложным системам. Оказывается, через Интернет можно купить достаточно солидный «шпионский набор» спецтехники: скрытые камеры, подслушки, чувствительные микрофоны… Удалось даже отыскать «производителя». Бизнес оказался простым, как грабли, хотя немного и «сероватым».

«К агенту 007 наши хитрые штучки не имеют никакого отношения, — объясняет Алексей, создатель и вдохновитель идеи. — Эта аппаратура свободно продается за границей и используется любителями для изучения и наслаждения живой природой. Устанавливаешь крохотную камеру где-нибудь в лесу и на расстоянии наблюдаешь жизнь косуль или глухарей, которые близко человека к себе не подпустят. Различные хитроумные микрофоны, приемники используются для записи пения птиц. Все эти «гаджеты» мы немного переделываем под студенческие нужды и продаем через Интернет. Пользуются большим спросом».

Несколько моих словоохотливых собеседников «по объявлению» признались: за свою «научную» карьеру им приходилось даже сдавать тесты за своих заказчиков. Есть нынче такой способ контроля знаний: во время семестра студенты приходят в компьютерный класс и самостоятельно отвечают на вопросы, а центральный сервер скрупулезно фиксирует, прошел испытание или нет. В последнем случае до экзамена или зачета не допустят. Кстати, пройти тест часто сложнее, чем получить оценку в зачетку. На экзамене можно разжалобить преподавателя, поныть, сложными жизненными обстоятельствами оправдать свою дремучесть… Компьютеру же чуждо сожаление: он тупо фиксирует ответы. Но если договориться с лаборанткой, ведающей компьютерным классом (у кого-то получается за красивые глаза, другие несут шоколадки и конфеты, иногда в ход идут и мелкие денежные купюры), можно привести с собой «друга», который правильно и ответит на поставленные электронной машиной вопросы.

Изобретательности студентов нет предела. Но не перегнулась ли палка в использовании чужих мозгов для личных оценок?! Некогда единичные случаи нынче поставлены на поток, если даже фирмы, специализирующиеся на обслуживании учащихся, стали появляться. И услуга-то законная, ни в каком кодексе наказания за нее не предусмотрено. Но изготовители курсовых и контрольных, по сути, участвуют в мошенничестве. Причем открыто, не таясь. А ведь де-факто такой «бизнес» можно приравнять к косвенной подделке дипломов, которая карается Уголовным кодексом. И самое печальное, что происходит девальвация ценности образования. Университетская корочка не только ума не прибавляет, но даже не приучает к усидчивости: пошел — купил — сдал… Взять и все запретить, конечно, нельзя, но ограничить рекламу таких услуг не мешало бы. Серый рынок липовых курсовых останется, но лишенный информационной поддержки, он сузится. Как и любой товар, знания продаются и покупаются: в этом один из принципов экономики информационной эпохи. Но оборот их должен быть легальным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter