Юридическое лицо имеет магазин, в котором осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами, в т. ч. табачными изделиями. Табачные изделия продаются в изолированном отделе (штучном). В рамках требований постановления Совмина от 07.04.2004 № 384 вправе ли организация продавать табачные изделия?
ОТВЕТ. Ограничение мест продажи табачных изделий установлено п. 31 Положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента от 17.12.2002 № 28.
К таким местам относятся: разносные мелкорозничные средства, торговые автоматы, иные электронные устройства; спортивные сооружения и их территории; диетические столовые и детские кафе; организации торговли, их отделы и секции, продающие товары для детей; учебные заведения, лечебные, детские культурно-зрелищные и воспитательные учреждения; здания (помещения) учреждений (организаций) здравоохранения, культуры, образования, спорта.
Запрет продажи табачных изделий методом самообслуживания, другими способами, при которых покупатель имеет прямой доступ к этим изделиям, установлен п. 40 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совмина от 07.04.2004 № 384 (далее — постановление № 384).
В соответствии с Государственным стандартом СТБ 1393—2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденным постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совмине от 28.04.2003 № 22:
— традиционный метод продажи — метод продажи товара, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковку и отпуск его;
— самообслуживание — метод продажи, основанный на самостоятельном осмотре, отборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.
Исходя из изложенного продажа табачных изделий традиционным методом не подпадает под действие постановления № 384.
------------------------------------
Какие требования предъявляются в части ограничения мест продажи табачных изделий?
ОТВЕТ. В соответствии с п. 31 Положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента от 17.12.2002 № 28 (далее – Положение), запрещена розничная торговля табачными изделиями:
— из разносных мелкорозничных средств;
— с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств;
— без акцизных и (или) специальных марок установленного образца;
— без нанесенных на потребительскую тару (упаковку) этих изделий необходимых сведений;
— в спортивных сооружениях и на их территориях;
— в диетических столовых и детских кафе;
— в организациях торговли, их отделах и секциях, продающих товары для детей;
— в учебных заведениях, лечебных, детских культурно-зрелищных и воспитательных учреждениях;
— в зданиях (помещениях) учреждений (организаций) здравоохранения, культуры, образования, спорта;
— без документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством Республики Беларусь для подтверждения качества данных изделий;
— из открытых потребительских упаковок этих изделий, на вес, поштучно, за исключением торговли сигарами и сигариллами в индивидуальной упаковке;
— с применением интернет-технологий.
Запрещается также продажа табачных изделий гражданам (гражданами) Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в возрасте до 18 лет (п. 32 Положения).
Запрет продажи табачных изделий методом самообслуживания, другими способами, при которых покупатель имеет прямой доступ к этим изделиям, установлен п. 40 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совмина от 07.04.2004 № 384 (далее — Правила).
В соответствии с частью третьей п. 13 Правил запрещается выставлять образцы табачных изделий в витрине торговых объектов (магазинов, киосков, павильонов, палаток и других объектов), обзор которой возможен снаружи таких объектов. Информация о реализуемых в торговых объектах табачных изделиях может размещаться в такой витрине в виде перечня табачных изделий с указанием их наименования и цены.