Продажа бизнеса: плюсы и минусы

В высокоразвитых странах продажа коммерческого предприятия — явление почти обыденное. В Беларуси этот инструмент инфраструктуры бизнеса развит еще слабо

В высокоразвитых странах продажа коммерческого предприятия — явление почти обыденное. В Беларуси этот инструмент инфраструктуры бизнеса развит еще слабо. Во-первых, ощущается дефицит компаний, готовых к продаже: многие только проходят путь становления. Во-вторых, многие крупные предприятия создавались через механизмы приватизации госимущества путем обмена чеков «Имущество» своих работников на акции. Чеки обменивались по льготной цене, и такие акции сегодня находятся под «мораторием» на отчуждение. Вроде и владеешь кусочком завода, а вот продать его не можешь, в лучшем случае — только дивиденды получать.

Когда возникает идея о приобретении бизнеса, зачастую встает дилемма: что выгоднее — создать компанию с нуля или купить уже работающее предприятие? И тот и другой варианты обладают как положительными, так и отрицательными моментами. 

Покупка готового бизнеса обладает рядом преимуществ. Во-первых, это клиентская база. Как известно, в большинстве случаев привлечь нового клиента обходится компании в несколько раз дороже, чем удержать старого. В выигрыше остаются те, кто годами работал на пополнение клиентской базы, привлекая бонусными программами, скидками и другими маркетинговыми мероприятиями. Естественно, начинающий бизнес лишен этого преимущества. Достаточно длительное время приходится тратить и на первоначальную раскрутку компании среди потенциальных потребителей. 

Во-вторых, авторитет и имидж на рынке. Ведь приобретаются не просто производственные фонды или имущество, но и положительный опыт и деловая репутация компании. 

Еще одно преимущество готового бизнеса — слаженная команда сотрудников. Прежде всего управленцев. Нередко фирма выходит из кризиса с приходом новой команды грамотных топ-менеджеров. На практике, оказывается, достаточно сложно сформировать костяк из профессионалов, которые бы досконально знали свое дело и обладали психологическими способностями работать вместе. 

Следующей причиной для вхождения в уже созданный бизнес является желание иметь «быстрый доход». Прибыльности от вновь созданного предприятия зачастую приходится ждать несколько лет, все это время вкладывая средства в рекламу, внедрение конкурентоспособной продукции, обучение работников, приобретение оборудования… В готовой же компании эти организационные этапы уже пройдены. 

Некоторые предприятия обладают уникальными материальными или нематериальными активами, которые сложно приобрести или переоформить. Например, лицензии, патенты, право пользования землей или добычи полезных ископаемых. В таких случаях гораздо легче купить целое предприятие, чем добиться, например, переоформления права на пользование земельным участком. 

Однако существует немало и минусов в приобретении бизнеса. И прежде всего — ответственность за предыдущую деятельность предприятия. Собственник поменяется, но при проверке контролирующими органами могут выявиться нарушения прошлых лет. Штрафные санкции, доначисленные налоги способны значительно снизить стоимость предприятия по сравнению с уплаченной за него ценой. 

Этого подвоха можно избежать, если при покупке бизнеса обратиться к услугам профессионалов. Прежде всего провести аудиторский анализ финансовой деятельности предприятия, который выявит недостатки бухучета и возможные претензии со стороны контролирующих органов. Юридические консультанты проверяют законность создания и деятельности предприятия, оформления недвижимого имущества, оценивают возможные риски предъявления исков со стороны работников предприятия, контрагентов и так далее. Грамотная команда аудиторов и юристов способна минимизировать потенциальные издержки по ответственности за деятельность предприятия до его продажи. 

Иногда компания имеет жесткую ориентацию на личность собственника бизнеса, энтузиазм которого «толкает» коллектив вперед. При смене владельца отдача от работников может резко уменьшиться. То же самое может произойти с партнерами и клиентами. Ведь договоры между юридическими лицами согласовываются конкретными лицами. Иногда на авторитете в деловой среде владельца предприятия и базируется успех всего «дела». 

Не стоит при продаже предприятия исключать сговора и обмана. Иногда оно вроде и работает нормально, и прибыль имеет, но, по сути, находится на первой ступеньке спада. Бывают случаи, когда после продажи бизнеса оказывается, что коллектив, клиенты и контрагенты переходят вслед за старым собственником к сотрудничеству с его новой компанией. 

Словом, приобретение готового предприятия может не только сэкономить время и издержки на первоначальные инвестиции, но и иметь серьезные финансовые последствия. В любом случае перед приобретением бизнеса будет нелишним провести ряд консультаций с различными специалистами, чтобы взвесить все «за» и «против». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter