Как я несколько дней работала в модном бутике

Продавцы становятся фокусниками

Новые магазины, торговые центры открываются сегодня с таким же постоянством, как шампанское на свадьбе. 

Всюду объявления: “Требуется продавец”. Полдня на телефоне, и блокнот переполнен предложениями прийти на собеседование. 

Мои робкие замечания по поводу того, что у меня нет торгового образования и опыта работы, никого не смущали: “Мы вас всему научим!”

И вот офис магазина одежды. Центр Минска. От метро пять минут ходьбы. Сотрудники отдела кадров встретили меня приветливо. Дали заполнить парочку анкет. 

Долго расспросами не мучили и по-деловому объявили: смена 12 часов — с 10.00 до 22.00. Работа “два дня через два”. То есть два дня работаешь — два отдыхаешь. 

Оклад 320 рублей плюс процент от выполненного плана, личных продаж. И напоследок: “Первые пять дней бесплатные. Стажировка. По итогу — экзамен и окончательный ответ”.

Чистота — залог премии

— Мы вас ждали, доброе утро! — улыбнулась мне администратор. — Проходите, переодевайтесь. Майка и бейдж в подсобке.

В 9.30 — время уборки. Если сказать честно, я не думала, что такой солидный магазин убирают продавцы. Мне вручили тряпку и велели протирать пыль на полках, манекенах, подставках. Затем меня отправили в зал женского трикотажа: “Изучи модели, состав, производителей и размеры”.

— Здесь нет ничего сложного, — сказала мне Светлана, моя коллега. — Мой тебе совет: смотри лучше за покупателями. Если украдут, будем платить.

На обед все собрались в подсобке. Каждый принес ссобойки. Разговорилась с 45-летней Надеждой:

— Не думай, что здесь легко. В зале ведется видеонаблюдение. Каждый шаг, каждое движение просматривается сотрудниками офиса, все доносится до нашего администратора. А она решает, кому какую премию дать.

— И за что ее снижают?

— Администратор ведет таблицу, в которой ставит оценки продавцам от 2 до 9 баллов. Девять — самая высокая оценка. Сюда входят наведение порядка в зале, пополнение товара, переоценка, работа с покупателями и так далее. И еще. Что самое неприятное...

— Что еще? — взволнованно взглянула я на собеседницу.

— К нам постоянно приходят сотрудники офиса, ну и, конечно, директор. Они смотрят, как развешен товар, могут даже придраться за пыль на стеллажах.

— И?..

— И тоже ставят оценки. Но эти оценки уже влияют на зарплату всех нас. Поэтому старайся. Максимальная премия здесь 400 рублей, но обычно около 300.

Брюки исчезают в сумке

Меня постоянно перекидывали на новые места работы. Пришла очередь примерочных. “Твоя задача считать количество отнесенных покупателем вещей и выдавать номерки, где указывается, сколько вещей он взял”, — сказала старший продавец Наталья.

Людской поток в торговом зале был огромен. Постоянно приходилось быть в движении. А потом случилось ЧП. Этот мужчина вначале не привлек моего внимания. На вид ему было лет тридцать. Высокий, с короткой стрижкой, худощавый. Через плечо висела маленькая кожаная сумочка. Поразила лишь одна его особенность. Говорил он тихо. Я с трудом разбирала его речь. “У меня двое брюк”, — сказал он. Я вежливо улыбнулась и провела его в примерочную. Шло время, а мужчина все не выходил. Людей в тот момент было немного. До меня стал доноситься стук клипс.

“Неужели их пытаются снять? — подумала я. — Наверное, показалось”. Но звуки повторились. Я тихо прошла мимо кабин, в одной из которых шторка оказалась чуть-чуть приоткрытой. Сцена, которую я увидела, ввела меня в ступор. Тот самый мужчина с тихим голосом аккуратно складывал брюки в свою миниатюрную сумочку.

Я помчалась к продавцам. Минутное совещание — и я опять у примерочных, а они — у выхода. Показался из-за шторки подозрительный посетитель и отдал мне двое брюк.

— Все верно, — сказала я, а про себя подумала: “Неужели показалось?”

На выходе его проверили. Как оказалось, он “расклипсовал” третью вещь, которую каким-то чудом спрятал еще в зале.

Он предлагал нам деньги. Говорил, что просто забыл оплатить, но мы вызвали милицию.

Кассу взять не удалось

Самая ответственная работа ждала меня на кассе. “Обслуживание покупателя, работа с программой, прием денег за покупку, выдача сдачи, проверка купюр на подлинность — все это ты должна уметь делать. Смотри, неправильно дашь сдачу — платить будешь сама”, — предупредила моя новая наставница Марина.

— У меня со школы нелады с математикой! — испуганно сказала я.

Но Марина на это небрежно ответила:

— Я по профессии парикмахер, но ничего, всему научилась.

Когда подошли первые покупатели, я засуетилась. Начала допускать ошибки. Неправильно дала сдачу. Марина махнула на меня рукой и сказала стоять рядом и не мешать. Она работала столь быстро и профессионально, что можно было залюбоваться. Мне оставалось только молча взирать и конспектировать все, чему она меня учила. Произошло и несколько любопытных сценок. Симпатичная девушка, испачкав блузку тональным кремом в примерочной, возмущалась, твердила, что это брак, и требовала снизить цену. Высокий голубоглазый парень полчаса ждал сдачу — 1 копейку, а в кассе, как назло, не было мелочи. Марина отдала копейку из своего кошелька.

express.ru

Трюк с биркой

В один из дней меня поставили на прием нового товара в подсобке. Сверяла полученную одежду с накладной под присмотром администратора. Достала очередную “порцию” блузок и поразилась: во все стороны торчали нитки.

— Срезай их и вывешивай в зал, — резко бросила администратор.

— Почему вещи такие неаккуратные? — робко спросила я.

— А какие они еще могут быть? Главное — сказать покупателям, что это фабричный Китай, тогда купят, — поучала администратор.

Но сюрпризы на этом не закончились. Когда принимала по накладной коробки с обувью, две пары туфель оказались бракованными. Одну пару мы тут же отправили в утиль, а над второй стали “колдовать” с помощью клея, салфеток и ножниц. Подклеили подошву, обрезали торчащие нитки, вытерли остатки клея и отправили коробку в зал. Это живо напомнило мне кружок “умелые ручки”.

— Учись! Не обдуришь — не проживешь, — услышала я голос администратора. — Нам надо делать план. Приказ босса.

В зале ко мне подошла покупательница и раздраженно заговорила:

— Девушка, почему у вас на этом платье кривые швы?

То, что я увидела, могло повергнуть в шок любого. Швы были не просто кривые. Они напоминали извилистый путь пьяного домой.

— И это брендовая одежда! — не унималась клиентка.

Что я могла ей ответить? Она права на все сто процентов.

— Подождите минуточку, я схожу за другим, — только и сумела я выдавить извиняющимся голосом. — Возможно, это брак, сейчас исправим.

На складе такие же модели оказались в еще более жутком состоянии. Подошла всезнающая Надежда и посоветовала предложить покупательнице что-нибудь другое. Ничем хорошим это, конечно, не закончилось. Принесенные мною вещи клиентка презрительно отбросила.

Последней каплей стал фокус с бирками. Женщина зрелого возраста выглянула из примерочной и попросила меня принести платье “на размер больше”. Мол, это тесное, плохо сидит.

Но для ее пышных форм в зале ничего не было. Я помчалась на склад. Однако и там ничего не нашлось. Надежда опять стала учить меня, “несмышленыша”, премудростям торговой науки. Она взяла платье, которое отдала мне покупательница из примерочной, отрезала старую бирку, прикрепила новую и синей шариковой ручкой уверенно написала нужный размер. Я смотрела на все эти чудеса и не верила, что это происходит наяву.

— Ну что, неси! — Надежда без тени смущения протянула мне платье.

К примерочной я шла как на расстрел. Не сомневалась, что все закончится грандиозным скандалом. Но посетительница, взглянув на бирку, радостно всплеснула руками:

— Ну это другое дело!

Из примерочной она, радостная, пошла к кассе и даже меня поблагодарила. В эту минуту я себя почувствовала воровкой и поняла, что работать в торговле не смогла бы никогда. Тут либо врать, либо “не делать план” со всеми “мрачнопремиальными” последствиями.

В конце испытательного срока я проверяла вывешенную одежду на наличие клипс и ценников, приводила товар в порядок на витринах и вешалках. А чтобы не расслаблялась, мне приказали протереть зеркала, убраться в примерочных и подсобке. Но главным событием стала новость о лишении всего коллектива 50% премии. “План не дали”. Никто и слушать не хотел, что продажи падают у всех. Ко всему прочему проверяющие из офиса нашли пыль у кассового аппарата и бумажку в примерочной после посетителя. Мне было объявлено, что стажировку прошла и могу идти оформляться в отдел кадров. Я лишь неуверенно пожала плечами и уклонилась от ответа. Хотя для себя уже все решила. 

Ольга Хиневич

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter