Продавцы с ноготок

- Ах, детство, детство, ты куда бежишь?! - самозабвенно пела в электричке чернявая малышка, отбивая такт ногами в рваных босоножках.
- Ах, детство, детство, ты куда бежишь?! - самозабвенно пела в электричке чернявая малышка, отбивая такт ногами в рваных босоножках. Репертуар ей, очевидно, подбирали тщательно, чтобы, глядя на "убегающее" в трудах детство, сострадательные тетеньки активнее раскрывали кошельки.

Когда идешь по минской "Комаровке" - и песен никаких не надо. Гляжу на то и дело мелькающие в рядах торговцев детские лица и думаю: а ведь, правда, убегает детство-то...

Новое поколение ругают за лень, чрезмерную любовь к телевизору и компьютерным клубам. Как сказать! По-моему, смена, выросшая в век "дикого рынка", не хуже нашего знает цену деньгам и готова их зарабатывать. Даже в ущерб положенным по возрасту играм.

Братья Мицкевичи, 10-летний Паша и 15-летний Дима, - продавцы со стажем. Уже три года подряд ездят в столицу торговать. Сейчас возят на "Комаровку" вишню - в домашнем саду, в поселке Большевик, 15 вишневых деревьев.

- А на что деньги собираете? - спрашиваю я мальчишек.

- Просто, в семейный бюджет, чтоб родителям помочь.

15-летняя Таня Талудь и 13-летняя Света Лис из Сморгони торгуют голубикой. Зарабатываем "на школу", говорят, - чтоб купить к новому учебному году одежду, тетрадки, пеналы, карандаши. Правда, у них дебют.

- И не жаль вам тратить на это время? - задаю провокационный вопрос. - На школьные вещи можно и у папы с мамой денег попросить, не откажут.

- Что ж просить! Надо самим привыкать работать, нельзя только при родителях сидеть, - наперебой отвечают девочки.

Лере из Столбцов всего семь. В рядах торговцев ее и не видно почти. Помнится, мы в ее годы играли "в магазин", разложив на лавке стеклышки и листочки и рассчитываясь за них обрывками бумаги. Для Леры рынок - не игра. У нее по-взрослому серьезные глаза. За небольшое ведерко ежевики просит 4 тысячи.

- А ты считать-то умеешь? Вот дадут тебе две с половиной тысячи, а скажут, что четыре...

- А я скажу, еще полторы тысячи трэба.

Вот тебе и счет до сотни в первом классе!

- А ты что, одна здесь? - спрашиваю, вспомнив, что мою 11-летнюю племяшку родители не отпускают одну из Малиновки "в город".

- Нет, с сестрой. Ей семнадцать. Она за покупками пошла, а мне велела это ведро продать.

- Не скучно тебе? Поиграть не хочется?

Серьезная девочка не совсем понимает, о чем это я.

- Так мне ж сказали ягоды продавать...

Взрослеть сегодня многим приходится рано. Желание внести свою лепту в семейный бюджет - может, и неплохое. Но не слишком ли щедро некоторые взрослые тратят чужое детство?

Во взрослой игре - взрослые правила. Появляется контролер рынка, наводит порядок в рядах "нелегалов", попросту говоря, - гоняет. Правда, малолетних продавцов почти не трогает.

- Что с ними поделаешь. Жалко ребят, - признается. - У самого дочка... Со стариков, детей и так по минимуму берем за торговое место - вместо 1.100 рублей всего 550, так и то не платят. Но на "Комаровке" детишек немного, вы вот в Ждановичах посмотрите!

Пока взрослые рассуждают о вторичной занятости детей на каникулах, желающие подзаработать безо всяких специализированных центров находят себе дело. И достаточно доходное. Скажем, на ягодах можно в день заработать до 20 тысяч.

Кстати, торговля - не единственный детский труд. Немало несовершеннолетних подряжаются на рынках, в основном оптовых, разгружать машины с товаром. Но на разгрузку без блата, оказывается, не попасть. Малолетнего работника должен порекомендовать "хозяину" знакомый человек. Платят мальчишкам сдельно. Хорошо поработаешь - и 10 тысяч можно получить, спустя рукава - уйдешь с тысячей.

Говорить с журналистами "за жизнь" этим ребятам, в отличие от продавцов, некогда.

- А чего тут говорить, - буркнул мальчишка лет четырнадцати. - У меня работа срочная. И покатил прочь груженную товаром тележку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter