Продавцу нужен язык, покупателю - глаза

Еще великий русский микробиолог Илья Мечников утверждал: преждевременное старение - не что иное, как результат неправильного питания.
Еще великий русский микробиолог Илья Мечников утверждал: преждевременное старение - не что иное, как результат неправильного питания. Питаясь как попало, человек теряет четверть своего здоровья. Остальное уносят болезни и их изнурительное лечение. А между прочим, все начинается с права выбора. Формально мы, потребители, этим правом обладаем. Другое дело, реализуем ли его? Специалисты кафедры товароведения продовольственных товаров Белорусского государственного экономического университета отвечают на этот вопрос отрицательно. Почему? Любой выбор должен быть осознанным...

Уж лет 10, как общественный телеграф "В овощном за углом апельсины дают, а в универсаме напротив "Докторскую" "выбросили" приказал долго жить. На прилавки нынче и в самом деле любо-дорого посмотреть. Другая проблема - дефицит денег и потребительских знаний. Одних только "докторских" сегодня в продаже сортов 20, не меньше. Поди разберись, какую выбрать. На чем вообще основаны потребительские предпочтения белорусов? Скажем, продуктовые. Рядовой покупатель в первую очередь обращает внимание на внешний вид товара, во вторую - на цену. И очень немногие перед тем как направиться к кассе, пытаются прикинуть, чем обернется для здоровья поглощение жиров, белков и углеводов приглянувшегося яства. А уж о том, как распознать среди, допустим, 5 наименований йогурта или 10 видов шоколада самозванца, и вовсе знают единицы. Между тем любой западный покупатель отчеканит как нечего делать: в йогурте непременно должны жить бифидобактерии, шоколад на 65 процентов состоит из какао-масла - иначе это и не шоколад вовсе, а сладкая плитка. Словом, там знают, за что платят.

Почему, вы думаете, западный покупатель просвещеннее белорусского? Он таким не родился. Просто "у них" уже давно существует институт независимой потребительской экспертизы, а ее выводы становятся достоянием общественности. В свое время такой институт учредили и соседи-россияне: параллельно с многочисленными "официальными" контролерами качество товаров, имеющихся на российском рынке, проверяют независимые эксперты. Результаты инспекций регулярно публикуются в специализированных журналах. Такие издания - настоящий кладезь потребительских знаний. К слову, продавцу и производителю периодически заглядывать в эту литературу тоже полезно.

Увы, по словам заведующего кафедрой товароведения продовольственных товаров БГЭУ Олега Брилевского, опыт соседей Беларусь пока не переняла, и института независимой потребительской экспертизы у нас нет. Впрочем, первым шагом на пути к его созданию можно считать студенческие исследования потребительских качеств товаров, которые проводятся в рамках университетского курса "Экспертиза" по новейшим экспертным методикам. И руководит этой работой человек, несомненно, знающий - председатель Минского общества потребителей Ирина Астафьева. Вот некоторые полезные сведения, так сказать, хозяйкам на заметку. Полагаете, все то кефир, что так называется? Ошибаетесь. К примеру, если кефир именуется "Детским", но при этом напиток кислый и зернистый, начинающие эксперты советуют: ребятишек им лучше не потчевать. Кефир, как молоко? Смело выливайте его в раковину, запомните марку продукта и больше не покупайте.

Взятые "на пробу" майонезы в целом стандарту соответствуют, и все же кое-чем друг от друга отличаются. Каковы основные требования к качеству этого замечательного компонента салатов, запеченных кумпячков и прочих вкусностей? Майонез должен быть однородным и сметанообразным, белым или кремовато-желтым, жирностью - не менее 40 процентов. Что сказать любителям сладкого? Из 5 "подопытных" образцов "вкусной" продукции дегустаторами забракован один - конфеты "Буревестник", портит удовольствие посторонний привкус. Так что прежде чем слопать за один присест килограмм конфет, посмакуйте "пробный" экземпляр: не подмешано ли чего лишнего? Исследовав несколько сортов апельсинов и лимонов, будущие товароведы пришли к выводу: на рынке эти фрукты лучше не покупать. Из-за неправильного хранения кожура на заморских фруктах высыхает и морщится, мякоть становится жесткой, да и с размером взятых на экспертизу рыночных цитрусовых получилась неувязочка: заморыши годятся разве что на переработку...

К сожалению, многие торговцы помнят лишь о том, что товар нужно продать. Однако для начала его нужно принять, причем закон обязывает учитывать при этом не только указанное в накладных количество, но и качество. А с прибылью в конечном итоге останется тот, кто более конкурентоспособен. Конкурировать же, игнорируя принцип "не больше, а лучше", сегодня невозможно. Закон рынка!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter