Как не провалить интервью со специалистом по кадрам и о чем не стоит писать в резюме?
27.04.2016 18:00:30
Недавно в «Фейсбуке» бурно обсуждалась история одного неудавшегося собеседования. Во время встречи с потенциальным шефом у минчанки, которая претендовала на позицию маркетолога, неожиданно спросили, умеет ли она делать кофе. А когда оказалось, что умеет, предложили продемонстрировать свои навыки на практике. Девушка ответила отказом, мол, для кофе есть секретари. «Фейсбук» разделился на два лагеря: одни упрекают начальника в самодурстве, а другие не видят в ситуации ничего особенного, считая, что на собеседовании нужно быть готовым ко всему.
Как не провалить интервью со специалистом по кадрам? О чем не стоит писать в резюме? И где искать работу вчерашним студентам? Обо всем этом «Знаменке» рассказали профессионалы в области управления персоналом Ольга Жинко и Алла Гладковская.
– Белорусы любят универсальные резюме, то есть они просто создают один вордовский файл, в котором описывают свой опыт и достижения, и рассылают его по разным компаниям. Хотим вас огорчить: с таким резюме шансы получить работу минимальны! В идеале вы должны подстраивать его под каждую вакансию, которая заинтересовала. Компаниям важно знать, что вы хотите на работу именно к ним, а не просто рассылаете анкету по принципу «авось кто откликнется».
Стандартные данные для резюме – имя и фамилия, возраст, контактные данные, образование и опыт работы. Если вы когда-то трудились не по специальности, это тоже следует указать. Нет ничего зазорного в том, что девушка, которая претендует на должность экономиста, в студенчестве работала официанткой – это даже плюс.
Не забудьте написать, какие иностранные языки знаете. Только не приукрашивайте, а то иногда бывает, что соискатель, указывая свой уровень как Advanced (продвинутый пользователь), на самом деле знает английский на уровне школьного «Ландан из а каэпитал оф Грейт Британ». Тем более что ваша хитрость все равно раскроется: многие компании во время собеседования просят пройти языковой тест.
Отдельная тема – фотографии, которые включаете в резюме. Это должен быть строгий портретный снимок, а не расплывчатый кадр, где вы сидите за кухонным столом с тарелкой супа. Не поверите, но такие сюжеты тоже встречаются. Некоторые очень любят картинки, вырезанные из общих снимков. Например, портрет с чужой рукой на плече. У девушек бывает другая крайность: они присылают кадры профессиональной фотосессии – яркий макияж, томный взгляд, светофильтры. Но художественные фото уместны, если отправляете их на конкурс красоты. В остальных ситуациях это выглядит странно.
– Ни для кого не секрет, что специалисты по персоналу часто ищут информацию о соискателе в соцсетях, поэтому есть смысл привести свои странички в порядок. Мы ни в коем случае не призываем убирать все личное. Такая стерильность выглядит неестественно. Просто избегайте резких высказываний, выпадов по отношению к предыдущему работодателю – это может сыграть против вас. А вот картинки с котиками можно оставить: если вы любите животных – это хорошо, а если помогаете им – вообще замечательно.
– Когда вас пригласили на собеседование, возникает вопрос: что надеть? Вместо того чтобы обсуждать это с подругой, лучше поинтересуйтесь у рекрутера, какой внешний вид принят в компании. Так вы убьете двух зайцев: избавите себя от головной боли и произведете впечатление серьезного человека, желающего соответствовать корпоративной культуре. Строгий костюм уместен не всегда. Например, в сфере IT, где все ходят в джинсах и свитерах, новичок в пиджаке может быть расценен как чужой. Самый универсальный наряд – классические брюки или джинсы и рубашка. О мини-юбках и полупрозрачных блузках девушкам лучше забыть. А парням советуем спрятать в шкаф шорты и сланцы, даже если на улице +30. Иногда смотришь на соискателя и думаешь: «Может, он к нам на собеседование с дачи приехал?»
Прийти на встречу нужно вовремя. Опоздание на 5–10 минут допускается, но об этом необходимо предупредить по телефону. Хуже всего – договориться и не приехать. Такие кандидаты автоматически попадают в черный список.
Что же касается самой беседы, то здесь принцип такой: лучше говорить, чем молчать, но говорить по делу. Рассказывая о своем предыдущем месте работы, избегайте местоимения «мы» («мы спроектировали», «мы провели рекламную кампанию»). Говорите о себе и своем вкладе в общее дело. На вопросы отвечайте по существу, без воды. Так специалисты проверяют ваше умение слышать собеседника.
Учтите, везде подстерегают неожиданности. Если претендуете на должность, где одним из главных требований указана стрессоустойчивость, будьте готовы к стресс-интервью. Например, могут опрашивать сразу три человека, перебивая один другого. Такой тест для будущих сотрудников часто проводят в бутиках.
Не исключено, что попросят продемонстрировать профессиональные навыки в действии. Если вы специалист по продажам – продать нанимателю шариковую ручку со стола или чистый лист бумаги. Могут протянуть вам телефонную трубку и попросить сделать звонок потенциальному клиенту и получить у него необходимые сведения. К такому повороту тоже нужно быть готовым.
– Реалии рынка труда таковы: если хотите работать по специальности, нужно занимать активную позицию еще в вузе, – уверены Ольга Жинко и Алла Гладковская. – Бабушкин принцип «сначала нужно отучиться» в наше время уже не работает. Понятно, что студенту никто не предложит высокую зарплату. Но если вы нацелены сделать карьеру, нужно быть готовым отработать пару лет в хорошей компании за символическую сумму. Это гораздо перспективнее, чем идти за большими деньгами неизвестно куда.
Сейчас очень ценится знание иностранных языков, поэтому параллельно с учебой ходите на курсы. Это повысит вашу цену на рынке.
Если найти работу по специальности не получается, не спешите устраиваться кассиром в ближайшем супермаркете. Все-таки студенту перейти в юристы гораздо легче, чем бывшему кассиру.
Как не провалить интервью со специалистом по кадрам? О чем не стоит писать в резюме? И где искать работу вчерашним студентам? Обо всем этом «Знаменке» рассказали профессионалы в области управления персоналом Ольга Жинко и Алла Гладковская.
Алла Гладковская
| Ольга Жинко
|
Резюме: не пытайтесь казаться лучше
Стандартные данные для резюме – имя и фамилия, возраст, контактные данные, образование и опыт работы. Если вы когда-то трудились не по специальности, это тоже следует указать. Нет ничего зазорного в том, что девушка, которая претендует на должность экономиста, в студенчестве работала официанткой – это даже плюс.
Не забудьте написать, какие иностранные языки знаете. Только не приукрашивайте, а то иногда бывает, что соискатель, указывая свой уровень как Advanced (продвинутый пользователь), на самом деле знает английский на уровне школьного «Ландан из а каэпитал оф Грейт Британ». Тем более что ваша хитрость все равно раскроется: многие компании во время собеседования просят пройти языковой тест.
Отдельная тема – фотографии, которые включаете в резюме. Это должен быть строгий портретный снимок, а не расплывчатый кадр, где вы сидите за кухонным столом с тарелкой супа. Не поверите, но такие сюжеты тоже встречаются. Некоторые очень любят картинки, вырезанные из общих снимков. Например, портрет с чужой рукой на плече. У девушек бывает другая крайность: они присылают кадры профессиональной фотосессии – яркий макияж, томный взгляд, светофильтры. Но художественные фото уместны, если отправляете их на конкурс красоты. В остальных ситуациях это выглядит странно.
Подчищаем соцсети: котиков можно оставить
– Ни для кого не секрет, что специалисты по персоналу часто ищут информацию о соискателе в соцсетях, поэтому есть смысл привести свои странички в порядок. Мы ни в коем случае не призываем убирать все личное. Такая стерильность выглядит неестественно. Просто избегайте резких высказываний, выпадов по отношению к предыдущему работодателю – это может сыграть против вас. А вот картинки с котиками можно оставить: если вы любите животных – это хорошо, а если помогаете им – вообще замечательно.
Собеседование: говорите «я», а не «мы»
– Когда вас пригласили на собеседование, возникает вопрос: что надеть? Вместо того чтобы обсуждать это с подругой, лучше поинтересуйтесь у рекрутера, какой внешний вид принят в компании. Так вы убьете двух зайцев: избавите себя от головной боли и произведете впечатление серьезного человека, желающего соответствовать корпоративной культуре. Строгий костюм уместен не всегда. Например, в сфере IT, где все ходят в джинсах и свитерах, новичок в пиджаке может быть расценен как чужой. Самый универсальный наряд – классические брюки или джинсы и рубашка. О мини-юбках и полупрозрачных блузках девушкам лучше забыть. А парням советуем спрятать в шкаф шорты и сланцы, даже если на улице +30. Иногда смотришь на соискателя и думаешь: «Может, он к нам на собеседование с дачи приехал?»
Прийти на встречу нужно вовремя. Опоздание на 5–10 минут допускается, но об этом необходимо предупредить по телефону. Хуже всего – договориться и не приехать. Такие кандидаты автоматически попадают в черный список.
Что же касается самой беседы, то здесь принцип такой: лучше говорить, чем молчать, но говорить по делу. Рассказывая о своем предыдущем месте работы, избегайте местоимения «мы» («мы спроектировали», «мы провели рекламную кампанию»). Говорите о себе и своем вкладе в общее дело. На вопросы отвечайте по существу, без воды. Так специалисты проверяют ваше умение слышать собеседника.
Учтите, везде подстерегают неожиданности. Если претендуете на должность, где одним из главных требований указана стрессоустойчивость, будьте готовы к стресс-интервью. Например, могут опрашивать сразу три человека, перебивая один другого. Такой тест для будущих сотрудников часто проводят в бутиках.
Не исключено, что попросят продемонстрировать профессиональные навыки в действии. Если вы специалист по продажам – продать нанимателю шариковую ручку со стола или чистый лист бумаги. Могут протянуть вам телефонную трубку и попросить сделать звонок потенциальному клиенту и получить у него необходимые сведения. К такому повороту тоже нужно быть готовым.
Лайфхак от профессионалов
– Реалии рынка труда таковы: если хотите работать по специальности, нужно занимать активную позицию еще в вузе, – уверены Ольга Жинко и Алла Гладковская. – Бабушкин принцип «сначала нужно отучиться» в наше время уже не работает. Понятно, что студенту никто не предложит высокую зарплату. Но если вы нацелены сделать карьеру, нужно быть готовым отработать пару лет в хорошей компании за символическую сумму. Это гораздо перспективнее, чем идти за большими деньгами неизвестно куда.
Сейчас очень ценится знание иностранных языков, поэтому параллельно с учебой ходите на курсы. Это повысит вашу цену на рынке.
Если найти работу по специальности не получается, не спешите устраиваться кассиром в ближайшем супермаркете. Все-таки студенту перейти в юристы гораздо легче, чем бывшему кассиру.
Автор публикации: Виктория КРУПЕНЬКОВА