Продали убыточное сельхозпредприятие…

Как Светлогорская птицефабрика «приплыла» к прежним «берегам»

Как птицефабрика «приплыла» к прежним «берегам»

Не совсем обычное дело слушалось нынешней осенью в Высшем Хозяйственном Суде под председательством судьи Е. Караткевич. На открытом судебном заседании рассматривался иск заместителя Генерального прокурора Беларуси в интересах Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Предмет спора — расторжение договора купли-продажи и возврат имущественного комплекса — целого сельскохозпредприятия.

Предыстория этого судебного спора такова. По договору от 12 мая 2005 г. между Министерством сельского хозяйства и продовольствия (продавец) и Гомельским ЗАО «Промстройторг» (покупатель) был продан имущественный комплекс РУСПП «Светлогорская птицефабрика». Цена отчуждаемого предприятия составила 928,4 млн. руб. Оплата должна была производиться в рассрочку сроком на три года без индексации платежей путем перечисления в республиканский бюджет средств тремя ежегодными платежами. Условия договора были нарушены. К установленному сроку окончания расчетов (он истек полтора года назад) покупатель уплатил в республиканский бюджет за приобретенное предприятие только 8 млн. руб. Кроме того, покупатель не обеспечил деятельность предприятия по производству сельскохозяйственной продукции и не сохранил рабочие места на период предоставления отсрочки исполнения обязательств по договору.

В августе прошлого года Министерство сельского хозяйства и продовольствия обратилось в Генеральную прокуратуру с заявлением о предъявлении иска в хозяйственный суд в защиту государственных интересов. Год назад Высший Хозяйственный Суд по иску Генеральной прокуратуры в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия взыскал с ЗАО «Промстройторг» 920,4 млн. руб. задолженности по договору, однако это решение суда до настоящего времени не исполнено. Между тем ЗАО «Промстройторг» минувшей весной подало заявление о ликвидации общества в Светлогорский райисполком. Собрание акционеров приняло решение о создании ликвидационной комиссии. За несколько месяцев до этого руководителям закрытого акционерного общества предложили расторгнуть договор в добровольном порядке, но они не пошли на это…

Потому и потребовался новый иск Генпрокуратуры в суд. В ходе недавнего судебного заседания представители ответчика заявленные требования по существу не оспорили. Правда, заявили о невозможности в настоящее время возврата сельскохозяйственного предприятия как имущественного комплекса, полученного по договору четырехлетней давности. В ходе рассмотрения дела в суде выяснилось, что право собственности на 10 капитальных строений, входивших в состав имущественного комплекса РУСПП «Светлогорская птицефабрика», зарегистрировано в настоящее время за ОАО «Белагропромбанк», а Минсельхозпрод не располагает сведениями о наличии в собственности должника имущества, входившего в состав имущественного комплекса. Представители ОАО «Белагро-промбанк» возврат имущества просили произвести без учета 10 капитальных строений, зарегистрированных на праве собственности за этим открытым акционерным обществом.

Это ходатайство не было удовлетворено. Суд принял решение о расторжении договора купли-продажи имущественного комплекса РУСПП «Светлогорская птицефабрика». На ЗАО «Промстройторг» возложено обязательство возвратить имущество в республиканскую собственность.

Горе луковое – «Луковец»

Продажа имущественного комплекса РСУП «Луковец» (Вилейский район) производилась с нарушением требований президентского указа, предусматривающего наряду с уплатой средств за приобретенное имущество в бюджет административно-территориальной единицы также и погашение задолженности убыточной сельхозорганизации. Вопреки этим требованиям бывший первый заместитель председателя Вилейского райисполкома пять лет назад вместе с руководителем ООО «Кафе «Полесье» подписал договор купли-продажи имущественного комплекса РСУП «Луковец» за 177 млн. руб. Оплата по нему предусматривалась в рассрочку сроком на три года без индексации платежей путем погашения кредиторской задолженности РСУП «Луковец». Одновременно в договоре содержалось условие о том, что оплата предприятия считается произведенной с момента поступления на расчетный счет Вилейского райисполкома суммы в счет оплаты предприятия и суммы неустойки в случае просрочки оплаты.

В течение трех лет на расчетный счет Вилейского райисполкома не поступило никаких средств в счет оплаты имущественного комплекса. Однако, несмотря на это, мер к расторжению договора либо взысканию задолженности райисполкомом не принималось. А в самом хозяйстве в это время сильно снизились объемы производства сельхозпродукции.

Частичная оплата по договору в размере 50 млн. руб. произведена ООО «Кафе «Полесье» лишь весной этого года после проведения проверки контролирующих органов, вмешательства прокуратуры и возбуждения Хозяйственным судом Минской области производства по иску Вилейского райисполкома о расторжении договора.

Хозяйственный суд принял решение о расторжении договора купли-продажи имущественного комплекса РСУП «Луковец». ООО «Кафе «Полесье» отказано в удовлетворении требования о внесении изменений в договор относительно порядка оплаты приобретенного имущества.

Поскольку в решении суда не было определено имущество в составе имущественного комплекса, подлежащего возврату в коммунальную собственность, а ООО «Кафе «Полесье» уклонялось от участия в работе по его передаче, прокурором Минской области в хозяйственный суд предъявлен иск к ООО «Кафе «Полесье» о возврате имущественного комплекса в собственность Вилейского района. Решением хозяйственного суда иск прокурора удовлетворен. Решение вступило в законную силу 10 сентября и находится в стадии исполнения.

Три обязательных условия

Порядок и условия продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций, их реорганизации, подготовки и принятия соответствующих решений, выполнения обязательств по договорам и их расторжения установлены указами Президента и Законом «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций». Госорганы, имеющие на то полномочия, заключают договоры купли-продажи с покупателями имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности, и подписывают передаточные акты. А по имущественным комплексам, находящимся в частной собственности, согласовывают проекты договоров купли-продажи и передаточных актов, которые подписываются уполномоченными представителями убыточных сельхозорганизаций.

Законодательно установлены три обязательных условия продажи имущественного комплекса. Первое — погашение задолженности убыточной сельскохозяйственной организации в порядке и сроки, установленные Указом Президента от 19 марта 2004 г. № 138 (установлены отсрочка и рассрочка по погашению задолженности по обязательным платежам, возврату кредитов, уплате экономических санкций и др.). Второе — сохранение рабочих мест на период предоставления отсрочки исполнения обязательств убыточной сельхозорганизации. Третье — обеспечение деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Цена имущественного комплекса при его продаже определяется в размере 20 процентов от стоимости чистых активов убыточной сельхозорганизации на первое число первого месяца квартала, в котором осуществляется продажа. При стоимости чистых активов этой организации, равной нулю или имеющей отрицательную величину, цена продажи составляет одну базовую величину, установленную в нашей стране на первое число первого месяца квартала, в котором производится продажа. Продаваемый имущественный комплекс может оплачиваться в рассрочку до трех лет без индексации платежей.

В конце прошлого года на Министерство сельского хозяйства и продовольствия, областные, районные (городские) исполнительные комитеты, заключившие договоры (согласовавшие проекты договоров) купли-продажи имущественных комплексов, возложена обязанность предъявлять иски в суды о расторжении таких договоров при несоблюдении сроков оплаты имущественных комплексов, а также иных обязательных условий их продажи. Эти иски подаются в пределах общего срока исковой давности, исчисляемого со дня окончания срока оплаты, установленного договорами купли-продажи имущественных комплексов.

Согласно Закону «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций» такая реорганизация независимо от форм собственности и организационно-правовых форм осуществляется по решениям Министерства сельского хозяйства и продовольствия, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Основанием для принятия решения о реорганизации сельхозорганизаций являются отраженные в бухгалтерской отчетности результаты хозяйственной деятельности за последних три года, характеризующиеся тем, что поступления от реализации продукции, работ (услуг) не компенсируют ее расходы (не образуется прибыль). Юридическим лицам, приобретшим в результате реорганизации права и обязанности убыточных сельхозорганизаций, предоставляются меры государственной поддержки при условии осуществления ими предпринимательской деятельности по производству сельхозпродукции.

Как идет реорганизация

По состоянию на начало второго полугодия этого года в нашей стране реорганизовано 455 убыточных сельхозорганизаций с площадью сельхозугодий 1866 тыс. га (наибольшее количество таковых находится в Витебской и Минской областях — 133 и 122). В качестве имущественных комплексов организациям-инвесторам продано 81 сельхозпредприятие, 50 из них — в Минской области.

В развитие реорганизованных убыточных сельхозорганизаций, по оперативной информации облисполкомов, инвестировано 6 627,5 млрд. руб. Удельный вес собственных средств организаций-инвесторов составляет 44,7 процента и колеблется в пределах от 60 процентов в Брестской области до 22,9 процента в Гродненской области. В расчете на одну реорганизованную убыточную сельхозорганизацию в среднем по стране инвестировано 14,5 млрд. руб.

Наиболее крупными инвесторами являются РУП «Беларусьнефть-Минскоблнефтепродукт» (79,6 млрд. руб.), СП «ЗАО «Славнефть-Старт» (67,4 млрд.), ОАО «Мозырский НПЗ» (55,2 млрд.), РУП «Минский тракторный завод» (44,7 млрд.), ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» (27,9 млрд.), РУП «Гомсельмаш» (27,5 млрд.), ИП «Штоц Агро-сервис» (26,3 млрд.), РУП «Минэнерго» (21,5 млрд. руб.).

Сельское хозяйство — не такая высокодоходная отрасль, как некоторые другие, что на слуху. Поэтому охотников вкладывать в него деньги не так много. Но опыт лучших предприятий, которые свято уважают право и придерживаются требований закона, свидетельствует о том, что и на земле можно успешно хозяйствовать, организовывать бизнес, зарабатывая при этом на хлеб с маслом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter