Продается славянский шкаф

Белорусским мебельщикам придется делать ставку на Россию

Белорусским мебельщикам после ажиотажных распродаж придется делать ставку на российского покупателя

По итогам пяти месяцев нынешнего года продажи отечественной мебели на внутреннем рынке просто взмыли вверх. Например, предприятия концерна «Беллесбумпром», которые производят около 40 % от всего республиканского объема, отгрузили в торговлю продукции на 200 млрд. рублей, что на 87,5 % больше, чем в январе—мае прошлого года. «Резкое увеличение спроса характерно для последних двух месяцев, — поясняет начальник отдела кооперации и специализации деревообработки и мебельного производства концерна «Беллесбумпром» Мирослав Пухальский. — Сначала мебель покупало население, затем подключились российские оптовики».

Между тем сами производители констатируют: наметилось очевидное падение спроса со стороны их партнеров в России. Нетрудно сделать заключение, что это процесс, прямо противоположный росту продаж на внутреннем рынке нашей республики. Для россиян сдавать свою валюту в Беларуси и закупать мебель в торговых сетях гораздо выгоднее, чем перечислять средства на расчетные счета предприятий-поставщиков. Это, конечно, временное явление, но оно оказывает крайне негативное влияние на бизнес белорусских мебельщиков.

Что касается внутреннего рынка, то здесь продажи будут закономерно снижаться. Отложенный и отчасти будущий спрос в значительной степени удовлетворен за счет апрельско-майских распродаж, когда население, обеспокоенное девальвационными ожиданиями, бросилось тратить белорусские рубли. Цены на продукцию уже выросли: по оценкам концерна «Беллесбумпром», с начала года примерно на 30 %. Кроме того, свернуто льготное потребительское кредитование, снижаются темпы жилищного строительства. «Такой букет отрицательных факторов однозначно в течение короткого времени приведет к резкому сокращению покупательской способности белорусов, — прогнозирует директор СООО «Домовой-РП» Юрий Радюк. — Поэтому надо увеличивать экспорт, другого выхода нет». Белорусским мебельщикам есть о чем сожалеть: потребление их продукции внутри страны в последние годы не только росло, но и оценивалось кругленькими суммами. Так, по расчетам специалистов Министерства экономики, в 2010-м видимое потребление (разница между производством и экспортом с учетом импорта) достигло почти полумиллиарда долларов. Еще в 2006 году этот показатель был почти вдвое ниже — 275 млн. долларов.

Если не принимать во внимание временные трудности, то перспективы у белорусской мебели на том же российском рынке весьма благоприятные. Во-первых, наша восточная соседка — один из крупнейших мировых импортеров этой продукции. По оценкам председателя Ассоциации деревообрабатывающих и мебельных предприятий Александра Барташевича, по итогам 2010 года в эту страну было ввезено мебели почти на 2 млрд. долларов. Белорусский вклад в эту сумму — около 228 млн. долларов, то есть примерно девятая часть. Второй существенный плюс — белорусская мебель на российском рынке стоит даже дешевле китайской, при этом ценится за ее высокое качество. Производители из КНР не могут конкурировать с белорусами, поскольку их товар, в отличие от нашего, «обрастает» пошлинами и гораздо более высокими транспортными расходами. Но эксперты оговариваются: как только Россия вступит в ВТО, вопрос пошлин для китайских мебельщиков отпадет, и градус конкуренции существенно повысится. Что же касается российских предприятий, которые, по оценкам, выпускают мебели примерно на 3 млрд. долларов в год (включая очень развитый «теневой» рынок), то и они ввиду разных причин также пока не могут конкурировать с белорусами по цене. А по качеству тем более: наши производители достаточно жестко выполняют строгие европейские стандарты, о которых немалая доля российских производителей и слыхом не слыхивала.

В общем объеме экспорта продукции из Беларуси в Российскую Федерацию доля мебельной продукции крайне мала — всего 2,3 % по итогам прошлого года. Эта цифра соотносится с участием отрасли в общем товарном производстве, которое оценивается в 3 %. «Страна на треть покрыта лесами, вроде бы есть сырье, но в итоге имеем только такие цифры», — с сожалением отмечает Александр Барташевич. Впрочем, в Минэкономики статус Беларуси как лесной республики считают не более чем мифом. «Сегодня наши лесные ресурсы находятся в процессе восстановления после их нерационального использования в советское время, — утверждает заместитель начальника Управления лесного комплекса Минэкономики Дмитрий Матусевич. — Древесины мало, поэтому мы и продаем ее через биржу: производителям не очень выгодно, но это делается в интересах государства».

Самым сложным годом для мебельщиков стал 2009-й — тогда экспорт белорусских шкафов, трюмо и диванов, по данным Минэкономики, упал более чем на 40 % — до отметки 265 млн. долларов. В прошлом году началось восстановление рынка: отгружено продукции на 315 млн. долларов, или на 19 % больше, чем в 2009 году. Статистические данные за нынешний год подтверждают верность оценок самих производителей: за первые 4 месяца зарубежным потребителям было поставлено продукции ровно на такие же суммы, как и в прошлом. То есть рост остановился. При этом особенно настораживает динамика импорта. Если в 2009-м он упал на 23 %, то в 2010-м уже вырос на 24 %, а за январь—апрель нынешнего года увеличился более чем в 1,5 раза к такому же периоду прошлого.

С каким «багажом» белорусские мебельщики подошли к сегодняшнему дню? Самой передовой и высокотехнологичной отрасль не назовешь, хотя отдельные производители, действительно, имеют очень высокие конкурентные позиции. В целом по предприятиям концерна «Беллесбумпром» износ основных фондов составляет около 50 %. Производительность труда по ведомству невысокая: от 2—3 млн. до 15—17 млн. рублей в месяц на одного работающего. Тут играют роль и технологические факторы, и социальный аспект, хотя количество работников на предприятиях постепенно сокращается. Специалисты указывают и на неэффективную структуру организации производства. «Мы привыкли, что на предприятии мебель должна изготавливаться от начала и до конца. Поэтому очень низок уровень специализации, кооперации — нет отдельных производителей, которые бы выпускали комплектующие и элементы высокого качества, определяющие дизайн мебели», — поясняет Мирослав Пухальский. Есть проблемы и с сырьевой базой: например, привлекательное «лицо» продукции обеспечивает использование плитных материалов, таких как ДСП и МДФ, но их производство в Беларуси только начинает налаживаться. Однако с реализацией инвестиционных проектов дела тоже обстоят не очень гладко. Остро стоит вопрос с подготовкой проектной документации, не хватает строительных организаций, способных возвести современные производства. Становится все более актуальным и финансовый вопрос: за новое оборудование приходится рассчитываться валютой, но ее, даже с учетом высокой экспортной составляющей, на эти цели не хватает.

--------------------------------------

Ты — мне, я — тебе

Ожидается, что в этом году продажи мебели на международном рынке вырастут на 5 %

Мебель — это, конечно, не предмет первой необходимости, но ее покупали и будут покупать всегда, уверяют специалисты. К тому же ввиду открытости рынков «круговорот» этих важных предметов интерьера в мировой торговле, несмотря на их значительный вес, только ускоряется. Начиная с 1970-х годов темпы развития производства мебели в мире примерно в 2 раза опережали рост промышленности в целом. Сегодня говорить о дефиците предложения не приходится, поэтому потребитель может выбрать товар на любой вкус и кошелек.

По данным Ассоциации деревообрабатывающих и мебельных предприятий Беларуси, в прошлом году в мире произведено мебели на 376 млрд. долларов. Еще 10 лет назад этот показатель был почти вдвое ниже: около 200 млрд. долларов. Глобальный финансовый кризис внес свои коррективы: в 2008-м динамика производства несколько замедлилась, 2009-й стал годом самого низкого уровня, но уже в 2010-м ситуация стабилизировалась, и в настоящее время наблюдается постепенный рост. 

По схожей кривой развивается и международная торговля. Ожидается, что в этом году на мировом рынке будет продано мебели на 5 % больше, чем в прошлом. Основные страны-импортеры — США, Германия, Великобритания, Франция и Канада. Фактически до 2007 года закупки этой продукции потребителями в США «двигали» весь мировой рынок.

Экспортером мебели № 1 в мире сегодня стал Китай, увеличив за десятилетие объемы поставок зарубежным потребителям в 13 раз. В стране работает около 50 тысяч мебельных фабрик, на которых задействовано более 5 млн. человек. Развито производство и в Германии, которая является крупным поставщиком и одновременно импортером на мировом рынке. В стране действует около 550 фабрик с численностью работающих на каждой из них более 50 человек, а всего насчитывается около 14 тысяч производителей, большинство из которых — маленькие семейные фирмы. Белорусские потребители хорошо знакомы с итальянской мебелью: эта страна когда-то была первым экспортером этого товара, но постепенно сдала позиции. У нас действует около 20 магазинов и офисов, которые занимаются продажей мебели, сделанной в Италии. Серьезным игроком на международном рынке является Испания, которая экспортирует продукции на 1,5 млрд. евро ежегодно. Растет и значение Турции как крупного мирового производителя и поставщика мебели: ее экспорт оценивается примерно в 1,5 млрд. долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter