Продается польский шкаф…

Станет ли цена на плиты средней плотности более доступной после запуска отечественных производств?

Что может быть лучше натурального дерева? Как считают многие специалисты, по своей влагостойкости и механическим характеристикам так называемые плиты МДФ (ДВП средней плотности) заметно превосходят цельную древесину. В числе других достоинств — их устойчивость к различным грибкам и микроорганизмам, а также более низкая цена готовых изделий (примерно на 30—50 %). Белорусскому потребителю этот продукт хорошо знаком: из плит МДФ делают кухни, шкафы-купе, межкомнатные двери, ламинированные полы и др. Впрочем, отечественные производители мебели используют это сырье далеко не так активно, как их коллеги из западных стран.

Успех и никаких гвоздей

Плиты МДФ появились на мировом рынке в 70-х годах и очень быстро «убедили» потребителей в своей ценности и неповторимости. Высокий спрос подталкивал производителей к созданию и развитию новых мощностей. Сначала ежегодный выпуск МДФ увеличивался на 10—20 %, а за 1993—1996 годы и вовсе удвоился. Неудивительно, что к 2000 году возник излишек производства.

Тем не менее потребление МДФ продолжает расти. Например, на западноевропейском  рынке оно возросло в среднем за год на 9—9,5 %. В условиях недостатка сырьевых ресурсов эту нишу помогают заполнить производители Польши, Чехии, России, других стран Восточной Европы. В этом списке могла бы оказаться и Беларусь, однако производство МДФ в необходимых объемах в нашей стране пока не налажено. Единственное предприятие, которое на сегодняшний день освоило выпуск плит МДФ, — ОАО «Борисовский ДОК». На первых биржевых экспортных торгах, которые проходили в начале прошлого года, спрос в несколько раз превышал предложение.

Впрочем, с августа ситуация стала меняться — платежеспособных покупателей поубавилось, да и цены медленно, но верно устремились вниз. К 2010—2011 году в Беларуси планируется построить еще 7 заводов по выпуску плит МДФ, необходимые инвестиции оцениваются в 1,4 трлн. рублей. Первое на очереди — производство на базе ОАО «Речицадрев». По имеющейся информации, инвесторами выступают китайские компании, и это представляется вполне закономерным. Дело в том, что именно Китай, вовремя оценив перспективы столь востребованного продукта, с размахом организовал его выпуск на собственной территории. Однако уже сегодня местные компании сталкиваются с дефицитом сырьевых ресурсов, что вынуждает их «искать счастья на стороне».

Деньги портят карты

Несмотря на определенный переизбыток мировых мощностей по выпуску МДФ, позиции нашей страны далеко не так безнадежны. Самый, пожалуй, главный козырь — наличие собственного сырья. К тому же производство, пусть и сложное технологически, неприхотливое к качеству используемых ресурсов. Самое главное — особая технология закладки стружки, которая позволяет производить легкую, но очень плотную древесно-волокнистую плиту. Не зря мебельщики так ценят МДФ за ее способность хорошо держать фурнитуру.

Однако потребителей больше волнует другой вопрос: станет ли цена на плиты средней плотности более доступной после запуска отечественных производств? Видимо, каких-то глобальных изменений ожидать не стоит. Сегодня торговля древесно-волокнистыми плитами осуществляется только на биржевых торгах. Соответственно, на цену больше влияет баланс спроса и предложения, нежели себестоимость и рентабельность. Остается только надеяться, что в пользу покупателя сработает наращивание производственных мощностей как в Беларуси, так и в соседней России.

Впрочем, дороговизна плит МДФ — скорее,  миф, созданный индивидуальными предпринимателями и фирмами, наладившими выпуск готовых изделий из них. Казалось бы, что сложного в конструкции шкафа-купе?! Заказчики нередко слышат: материалы дорогие… Однако ламинированный квадратный метр МДФ толщиной 10 мм предлагается сегодня оптовым покупателям по средней цене 7,5—8,5 доллара.

Конкуренты подрастают

Благоприятная ситуация для производителей плит МДФ складывается и на российском рынке. Местные компании за последние 5—6 лет увеличили выпуск практически в 2 раза. Сейчас темпы роста замедлились, однако они по-прежнему остаются самыми высокими среди всех видов плит. До некоторых пор потребности внутреннего рынка практически полностью удовлетворялись за счет импортной продукции из Швейцарии, Германии, Австрии, Финляндии и Польши. Однако доля зарубежных поставщиков стремительно уменьшается: если в 2002 году на долю импортной продукции приходилось 93 % совокупного потребления плит МДФ, то в 2007-м они занимали уже только половину рынка.

Снижение темпов возведения строительных объектов в России, а также уменьшение потребительского спроса,  очевидно, скорректирует ситуацию. Но тенденция вытеснения импорта сохранится, особенно при условии реализации хотя бы части заявленных инвестиционных проектов. Не исключено, что производители МДФ из России и Беларуси через несколько лет не только смогут обеспечить внутренних потребителей, но и заметно усилят свои позиции на европейском рынке.

-------------------------------

Справка «Р»

Аббревиатура МДФ — калька с английского сокращения MDF — Medium Density Fiberboard (древесно-стружечная плитка средней плотности). Разработка МДФ явилась результатом совершенствования технологий, применявшихся при изготовлении ДВП (древесно-волокнистых плит). Особенности технологии производства МДФ заключаются в том, что этот материал изготавливается из высушенных древесных волокон, обработанных связующими веществами и сформированных в виде плиты с последующим горячим прессованием. Технология исключает использование вредных для здоровья эпоксидных смол и фенола. Основным связующим элементом волокон является лигнин, который выделяется при нагревании древесины. Таким образом, экологическая чистота  МДФ достигается благодаря тому, что в качестве главного связующего средства выступает не синтетический, а природный материал.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter