В мире большого спорта крутятся очень большие деньги. Вот вам еще одно подтверждение

Продается чемпионат. Дорого

Владелец «Формулы-1» американская компания Liberty Media, которую Forbes оценивает «крупнейшей спортивной», объявила о дальнейшем расширении и экспансии в мир гоночного спорта — покупке международной компании Dorna Sports, обладателя коммерческих прав и организатора чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам MotoGP. Сумма сделки, которая завершится до конца года, составит 4,2 млрд евро.

Важно отметить, что Dorna Sports войдет в состав Liberty Media, но останется независимой. В частности, ее штаб-квартира по-прежнему будет находиться в Мадриде, а генеральный директор Кармело Эспелета, возглавляющий компанию c 1994-го, сохранит свой пост.

Мотогонки — это всегда увлекательно и непредсказуемо.

Что купили?

До последнего времени Dorna владела коммерческими правами на MotoGP (чемпионат мира по мотогонкам — Мото Гран-при, аналог «Ф-1»), Moto2 (аналог «Ф-2», но еще и с правом тоже назначать победителя чемпионом мира, ведь календарь в точности соответствует основной серии), Moto3 (то же самое, но для «Ф-3»), MotoE (еще одна серия поддержки, но электрическая — можно сказать, аналог чемпионата мира «Формула Е») и даже WBSK — Мировой Супербайк (аналог топового класса GT3 из чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC). И еще она же промотировала крупнейшие локальные серии Супербайка — британский и испанский. Фактически владелец «Ф-1» купил весь основной мировой дорожный мотогоночный спорт.

Зачем это было нужно?

Кармело Эспелета.
— Это идеальный следующий шаг в эволюции MotoGP, и мы рады тому, что это важное событие принесет компании Dorna, MotoGP и фанатам гонок, — прокомментировал сделку Эспелета. — Глядя на календарь, вы увидите у нас отличное европейское присутствие, но спорт-то глобальный. Мы развиваемся на новых рынках вроде Юго-Восточной Азии, теперь у нас там есть заезд и мы дальше двигаемся для расширения и углубления важной фанбазы в регионе. Рассматривается много новых мест с большим интересом к мотоциклам, которые были бы ценны для производителей. Целим в создание новых гонок с привлекательной экономикой и опытом… США — еще одна огромная возможность, там огромная история мотоспорта и культура вождения мотоцикла очень важна. И у Liberty точно много опыта на американском рынке — мы получим с него бонусы. Со всех этих растущих рынков сможем получить не только больше локаций и гонок, но и выручки от медиаправ, спонсорства и фанбазы. Интерес к США обычен для любого вида спорта, все хотят расти там. А у нас есть суперважные и суперпозитивные качества для США. Первое — нет сильных точек сравнения и соперничества: вроде как «Ф-1» конкурирует с NASCAR и «Индикаром», а у нас такого нет, не правда ли? Нам не хватает только немного видимости и заметности. В остальном наш продукт очень простой и понятный: 25 минут по субботам, 45 минут по воскресеньям, что очень позитивно для молодой аудитории и в особенности для американской аудитории. Так что, я думаю, с участием Liberty Media мы прорвем этот рынок.

Грег Маффей.
— Мы очень рады расширить наш портфель ведущих спортивных и развлекательных соревнований благодаря приобретению MotoGP, — сказал президент и исполнительный директор Liberty Media Грег Маффей. — У бизнеса есть значительные перспективы, и мы намерены развивать этот вид спорта для болельщиков MotoGP, команд, коммерческих партнеров и наших акционеров… На примере «Формулы-1» мы видели, что рост фанбазы облегчает монетизацию, ведь партнеры — будь то вещатели, промоутеры или спонсоры, которые стремятся к продвижению или активации, — приходят в комплекте к просмотрам. Растет интерес, растет спрос, растет аудитория — все развивается сообща, как своего рода позитивный маховик. Мы почувствовали это в «Формуле-1», все сошлось воедино. Мне хочется верить, что здесь есть потенциал... Очевидно, мы добились успеха с шоу на Netflix, но у нас были и другие успехи с открытием «Ф-1» во многих смыслах: и в соцсетях, и сближении пилотов с фанатами на Twitch, и с улучшением фан-зон, и с изменением взгляда на то, как вообще спорт может развлекать. Наша цель — показать все то, каким восхитительным может быть MotoGP, более широкому миру, примерно как мы сделали с «Формулой-1».

Считаем чужие миллиарды

Liberty Media купила «Формулу-1» в 2016 году за 4,4 млрд долларов и с тех пор значительно повысила глобальную привлекательность и коммерческую ценность серии автогонок. На данный момент капитализация франшизы составляет около 15 млрд. Недавно Liberty Media сообщила, что в 2023-м выручка «Формулы-1» — 3,2 млрд долларов, существенно превысив показатель 2022 года (2,57 млрд). И это далеко не все рекорды 2023-го. 

Общая ТВ- и стриминг-аудитория гонок «Формулы-1» в прошлом сезоне составила 1,5 млрд человек, при средней на гонку в 70 млн. В США общая аудитория за год поднялась на 40 процентов. Отдельно отмечен рост в женской категории и возрастной группе «младше 35 лет». Заключен новый многолетний контракт на вещание с BeiN Sport для покрытия региона Ближнего Востока, Северной Африки и Магриба (раньше слишком фрагментировался и почти не монетизировался), также возвращено вещание в Индию. Официальный сайт и вертикаль приложений за год собрали 100 млн уникальных посетителей и 3,1 млрд просмотров — рост на 10 процентов по сравнению с 2022-м. А еще было 12 локальных рекордов посещаемости на этапах. Cуммарная посещаемость составила рекордные 6,15 млн человек — в 2022 году было 5,7 млн, а в допандемийном 2019-м — 4,1 млн. Средняя посещаемость теперь — 270 тысяч человек, когда до пандемии (и в самом начале владения Liberty Media) она была только 195 тысяч человек.

Победителем последнего гран-при MotoGP стал Хорхе МАРТИН.

В то же время, по данным за 2022 год, оборот Dorna Sports составил 474,8 млн евро, превысив на 33 процента показатель 2021-го. Несмотря на рост выручки, компания закончила год с убытком в размере 7,8 млн евро — большей частью из-за последствий пандемии. 

Что дальше?

Очевидно, что в 2025 году у мотогонок начнется новая эра. Боссы Liberty Media пока заявляют, что не намерены ломать календарь гонок и другие привычные вещи, но все вокруг уверены, что пройдет совсем немного времени, и у MotoGP появятся совсем иные герои, а легендарный Валентино Росси станет всего лишь одним из олдскульных воспоминаний.

Антон СЕРЕБРОВ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter