Бетонные дороги в Беларуси начали строить еще в 1970–1980-е, но из-за отсутствия спецтехники и цемента, непростой технологии укладки полотна в 1990-е от этой практики ушли. Сейчас ситуация совсем иная: в стране работают три цементных завода, для строительства бетонных автомагистралей закуплено современное оборудование, разработана технологическая карта. Поэтому и делается ставка на бетонку. О преимуществах такой дороги перед другими, особенностях ее строительства и эксплуатации мы узнали в Министерстве транспорта и коммуникаций.

На долгую службу
— Теория и практика убедительно показывают, что в любых климатических условиях, при любой интенсивности и любом составе движения цементобетонные покрытия являются наиболее долговечными, — сообщает пресс-секретарь ведомства Анна Куриленок. — В России и Беларуси проектируемый срок службы конструкций дорожной одежды с цементобетонным покрытием составляет 20–25 лет, с асфальтобетонным покрытием — 8–19 лет. Для цементобетонных покрытий фактический срок службы соответствует этим расчетным цифрам или превышает их. Примером могут служить действующие автомобильные дороги и аэродромы с цементобетонными покрытиями.Дело в том, что высокая долговечность цементобетонных покрытий обусловлена прежде всего особенностью цементобетона как материала. Его прочностные и деформативные свойства в отличие от асфальтобетона практически не зависят от температуры и влажности воздуха. С течением времени, за весь срок службы, прочность цементобетона увеличивается в среднем на 10–20 процентов, несмотря на интенсивное движение транспортных средств и агрессивное воздействие климатических факторов. Соответственно, в современных цементобетонных покрытиях исключено образование колеи от пластических деформаций или износа, тогда как колейность является одним из наиболее распространенных дефектов современных дорог с асфальтобетонным покрытием.
Очень важно, что на таких дорогах отпадет необходимость введения сезонных ограничений движения грузовых автомобилей.

Траты окупаются
— Дорожное покрытие из цементобетона несколько дороже асфальтобетонного при строительстве, но с учетом длительного периода эксплуатации в итоге общие затраты снижаются за счет низких эксплуатационных расходов, — утверждает собеседница.

Но есть у бетонки и небольшие нюансы. Например, за бетонным покрытием после его укладки необходим определенный уход в течение срока набора прочности. Двигаться по нему строительному транспорту в это время нельзя. На поверхность устроенного бетонного покрытия следует наносить шероховатость для лучшего сцепления колес с дорогой. Невозможно наносить на него разметку из горячего пластика непосредственно после устройства.
В первый год эксплуатации бетонную поверхность запрещено обрабатывать противогололедными материалами на основе солей. Хотя в последующем это делают в первую очередь, так как температура покрытия из цементобетона снижается быстрее. А вот сложностей при содержании в весенне-летний период таких дорог не возникает.
Отзывы от пользователей бетонок положительные. Хотя автовладельцы и отмечают, что цементобетонное покрытие более шумное, чем асфальтобетонное. Но такой повышенный уровень шума обусловлен наличием швов сжатия, расширения и шероховатости.

Сказано — сделано
С 2015 по 2022 год в Беларуси возведено и реконструировано 176 километров республиканских автодорог с устройством цементобетонного покрытия. Это 40 процентов от всех возведенных и реконструированных дорог за последние семь лет.Первый самый крупный участок протяженностью 88 километров был открыт в 2016-м — М-14 Вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг Минска. С 2017 по 2018 год проводилась реконструкция дороги Р-23 Минск — Микашевичи: со 102-го по 111-й километр водители теперь преодолевают по бетонке.
2019-й вошел в историю возведением подъездной автомобильной дороги из цементобетона от Р-15 Кричев — Орша — Лепель до Р-76 Орша — Шклов — Могилев (13 километров), реконструкцией Р-80 Слобода — Паперня (12,4 километра).
С 2020 по 2021 год велась реконструкция Р-16 Тюхиничи — Высокое — граница Республики Польша (Песчатка). Протяженность участка — 17,4 километра. Помимо этого, обход населенного пункта Плещеницы на М-3 Минск — Витебск (8 километров), Р-53 Слобода — Новосады до Смолевичей (11 километров).
В 2022-м был открыт обход городского поселка Мир (4,5 километра).

В текущем году будет введен в эксплуатацию Юго-западный обход Могилева протяженностью 11,5 километра. Продолжается реконструкция Р-53 Слобода — Новосады на участке от Смолевичей до Жодино протяженностью 14,6 километра. Его планируется ввести в действие в 2024-м.
— Также в 2023 году начнется реконструкция участка автомобильной дороги М-3 Минск — Витебск от Логойска до Плещениц протяженностью 15 километров, — добавляет Анна Куриленок.Кроме того, сейчас ведется работа по привлечению финансовых ресурсов на реконструкцию М-10 граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин длиной 85,8 километра и возведение обхода города Полоцка протяженностью 10 километров.

Пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций подчеркивает, что при возведении автомобильных дорог с цементобетонным покрытием используется современная техника, укомплектованная необходимыми звеньями для производства работ и штатом квалифицированных специалистов:
— Процесс налаженный, выполняется согласно разработанной технологической карте. Особое внимание во время устройства покрытия уделяется его ровности при больших продольных уклонах и на виражах.
Стоит добавить, что, помимо дорожно-строительных государственных предприятий, к возведению дорог с цементобетонным покрытием привлекаются и частные подрядные организации, у которых есть все необходимое оборудование и штат профессионалов.

statkevich@sb.by