Прочитал – передай другому
14.01.2012 18:31:35
Если заместитель директора школы за два года не открыла ни одной книги, что можно ждать от учеников...
ЭТОТ год в нашей стране объявлен Годом книги. Очень правильно. Интерес людей к чтению значительно угас. Эта тенденция характерна не только для Беларуси, но и для всего мира. Современные средства информации — телевидение, радио, Интернет — буквально заполонили все свободное время потенциального читателя. Удастся ли нам восстановить авторитет книги, особенно среди молодежи? Мы, писатели, обеспокоены этим вопросом не на шутку...
Сейчас ситуация, мягко сказать, изменилась. Я автор серии книг «Пуховщина помнит». Там собраны воспоминания участников Великой Отечественной войны, малолетних узников концлагерей, судьбы которых связаны с Марьиной Горкой и районом. Поэтому нередко мне как писателю доводится выступать в различных аудиториях. Школьная — не исключение. Но положение дел — а именно интерес к слову, книге, писателю — в каждом отдельно взятом учебном заведении может кардинально отличаться.
Например, беседую с заместителем директора по воспитательной работе одной из школ. Выясняется, что за последние два года она не прочла ни одной книги! О чем дальше и говорить, если на самой встрече с писателем ученики очень пассивны, в глазах — безразличие. В другой школе на такой же встрече присутствует весь педагогический коллектив со своими классами. Мы вместе активно обсуждаем проблемные вопросы книги, дети спрашивают о войне, просят оставить автограф.
Кто должен прививать молодежи любовь к чтению? Эта забота о ребенке с его ранних лет ложится на семью, затем на школу. Именно там, я считаю, чтобы «подогреть» интерес детей к книге, нужно проводить больше встреч с писателями, презентаций изданий, устраивать мини-конференции, конкурсы сочинений. Все это работает, в чем мы убедились, к примеру, когда организовали и провели районный конкурс сочинений для школьников о Великой Отечественной войне.
Считаю целесообразным возродить статус «книгоноши» — человека, разносящего книги по домам. В деревнях и поселках это может иметь форму волонтерского движения школьников в контакте с местными библиотекарями.
Предлагаю также внедрить модный сейчас на Западе буккроссинг. Это книговорот — путешествие книги, когда она после прочтения за ненадобностью передается другому человеку. Последний прочитавший передает издание кому-нибудь еще и далее по цепочке. А ненужные книги можно просто собирать и дарить местным библиотекам. Знаю, что каждый экземпляр там принимают с благодарностью и особым трепетом. И это тоже неслучайно, ведь нынче книга — продукт недешевый. Издание ее — долгий и дорогостоящий процесс, в котором, кроме автора, участвуют целые коллективы, спонсоры…
Николай ГУРИН, член Союза писателей Беларуси
г. Марьина Горка