Прочитал – передай другому

ЭТОТ год в нашей стране объявлен Годом книги. Очень правильно. Интерес людей к чтению значительно угас. Эта тенденция характерна не только для Беларуси, но и для всего мира. Современные средства информации — телевидение, радио, Интернет — буквально заполонили все свободное время потенциального читателя. Удастся ли нам восстановить авторитет книги, особенно среди молодежи? Мы, писатели, обеспокоены этим вопросом не на шутку...

Если заместитель директора школы за два года не открыла ни одной книги, что можно ждать от учеников...

ЭТОТ год в нашей стране объявлен Годом книги. Очень правильно. Интерес людей к чтению значительно угас. Эта тенденция характерна не только для Беларуси, но и для всего мира. Современные средства информации — телевидение, радио, Интернет — буквально заполонили все свободное время потенциального читателя. Удастся ли нам восстановить авторитет книги, особенно среди молодежи? Мы, писатели, обеспокоены этим вопросом не на шутку...

Мне пришлось пережить лихие военные годы. Вспоминаю, каким счастьем было найти в каких-нибудь развалинах чудом уцелевшую книгу! Она прочитывалась «взахлеб»: при свете патронной коптилки или лучины, около «буржуйки» или даже при луне, в кровати под одеялом с фонариком… К тому времени я окончил лишь первый класс школы, но уже умел читать. По сути, времена того лихолетья стали для меня несколькими годами самообразования. Да такого, что после войны меня направили сразу в четвертый класс.

Сейчас ситуация, мягко сказать, изменилась. Я автор серии книг «Пуховщина помнит». Там собраны воспоминания участников Великой Отечественной войны, малолетних узников концлагерей, судьбы которых связаны с Марьиной Горкой и районом. Поэтому нередко мне как писателю доводится выступать в различных аудиториях. Школьная — не исключение. Но положение дел — а именно интерес к слову, книге, писателю — в каждом отдельно взятом учебном заведении может кардинально отличаться.

Например, беседую с заместителем директора по воспитательной работе одной из школ. Выясняется, что за последние два года она не прочла ни одной книги! О чем дальше и говорить, если на самой встрече с писателем ученики очень пассивны, в глазах — безразличие. В другой школе на такой же встрече присутствует весь педагогический коллектив со своими классами. Мы вместе активно обсуждаем проблемные вопросы книги, дети спрашивают о войне, просят оставить автограф.

Кто должен прививать молодежи любовь к чтению? Эта забота о ребенке с его ранних лет ложится на семью, затем на школу. Именно там, я считаю, чтобы «подогреть» интерес детей к книге, нужно проводить больше встреч с писателями, презентаций изданий, устраивать мини-конференции, конкурсы сочинений. Все это работает, в чем мы убедились, к примеру, когда организовали и провели районный конкурс сочинений для школьников о Великой Отечественной войне.

Считаю целесообразным возродить статус «книгоноши» — человека, разносящего книги по домам. В деревнях и поселках это может иметь форму волонтерского движения школьников в контакте с местными библиотекарями.

Предлагаю также внедрить модный сейчас на Западе буккроссинг. Это книговорот — путешествие книги, когда она после прочтения за ненадобностью передается другому человеку. Последний прочитавший передает издание кому-нибудь еще и далее по цепочке. А ненужные книги можно просто собирать и дарить местным библиотекам. Знаю, что каждый экземпляр там принимают с благодарностью и особым трепетом. И это тоже неслучайно, ведь нынче книга — продукт недешевый. Издание ее — долгий и дорогостоящий процесс, в котором, кроме автора, участвуют целые коллективы, спонсоры…

Николай ГУРИН, член Союза писателей Беларуси

г. Марьина Горка

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter